И ради того, чтобы так показали грузин, им надо было все эти годы прибегать на акции протеста с флагом США? Я о фильме «Тайлер Рейк. Операцию по спасению 2» американца Сэма Харгрейва.
Вкратце сюжет такой. Тайлер Рейк, бывший боец австралийского спецназа, а ныне — наёмный ассасин, приходит в себя после долгой комы. В неё он впал в результате ранения, контузии и утопления. Возвращается к жизни парень в альпийском шале, где его навещает чернокожий незнакомец с предложением нового заказа. Выясняется, что заказ не от кого-то, а от грузинки Кетеван, сестры его бывший жены. Кетеван замужем за Давидом — младшим братом главы криминального клана «Нагази» Зураба Ратиани. Она просит вызволить её и её детей, Сандро и Нино, из тюрьмы, где они сидят вместе с Давидом, осуждённым за убийство американского агента (Зураб благодаря связям добился того, чтобы Давид отбывал срок не один, а вместе с семьёй — сценаристы решили, что в Грузии это возможно). Тайлер Рейк принимает заказ и приглашает в дело коллег по цеху Ник и Яза.
Дальше пересказывать нет большого смысла. Бывший спецназовец, уничтожая на своём пути батальоны противников и числа заключённых грузинских уголовников и боевиков криминального синдиката «Нагази» (так называется грузинская национальная порода сторожевых собак — одна из древнейших в мире, кстати), вызволяет Кетеван и её детей. Правда, сын Сандро, боготворя отца и дядю, не желает освобождения, но обстоятельства сильней желаний грузинского мальчика, когда за дело берётся бывший австралийский спецназовец Тайлер Рейк. Всё же надо отметить, что в финале фильма бойня разворачивается в Вене, куда «Нагази» прибывают на вертолётах, бронетранспортёрах, с гранатомётами и вообще — вооружённые до зубов. Видимо, безвизовый режим отношений между Грузией и ЕС позволяет путешествовать со всем, чем хочешь и на чём угодно. А ещё дядя Сандро, Зураб, так одержим желанием убить Рейка, чтобы отомстить за смерть младшего брата (на самом деле Давида убила его собственная жена), что готов пожертвовать жизнью племянника — то есть сына этого самого младшего брата.
Да СССР нет, а вот что появится вместо него — мы ещё посмотрим. Но в контексте обсуждения американского фильма, в котором так извращённо затронута грузинская тема, нельзя не вспомнить, что советское кино создало прекрасный, обаятельный образ Грузии и грузин.
Тайлера Рейка играет австралиец Крис Хемсворт, похожий на Бреда Пита двадцатилетней давности (снимается он в основном в боевиках и фэнтази), а Ник — иранская актриса Гольшифте Фарахани, однотипная с Моникой Белуччи. Может быть, это хорошие актёры, но для меня это неважно. К этим людям у меня вопросов нет: они зарабатывают деньги. Но к грузинским актёрам у меня вопросы возникли. А это хорошие актёры. Достаточно упомянуть, что роль Кетеван исполняет Тинатин Далакишивили, а Зураба — Торнике Гогричиани. Им предложили сняться в картине, где их страна подаётся пространством преступности и продажности; где не работают законы; где чиновники — ставленники мафии, и если они начинают дерзить, их безнаказанно убивают хозяева ударом вилами в шею. Когда-то, в 90-е и в начале 2000-х, так и было. Не так карикатурно, как обсуждаемом фильме, конечно, но в принципе — так. Тогда в Грузии на улицах было опасно — бандиты похищали людей, чтобы потом требовать за них выкуп. Например, негодяи похитили брата футболиста и нынешнего мэра Тбилиси Кахи Каладзе, Левана, и парень погиб, несмотря на то, что родственники выкуп за него собрали. В те годы я бывал в Грузии и знаю много трагичных историй такого рода. Но за последние 20 лет в Грузии побороли коррупцию (как минимум — на низовом уровне), Грузия сейчас — одна из самых безопасных стран (как минимум была такой до наплыва в неё беженцев из Украины и релокантов из России). Это не признание заслуг Саакашвили, это просто — констатация факта. Если бы сами грузины не хотели побороть коррупцию и преступность, никакой Саакашвили ничего сделать не смог бы.
Им, грузинским актёрам, предложили сняться в картине, где их воинственных соплеменников направо и налево убивает ещё вчера глубокий коматозник. А главное, главари клана «Нагази» подаются фанатичными православными христианами, что не мешает им зарабатывать торговлей героином. В эмблеме их клана использован крест святой Нины — священный символ для грузин. Эмблема-то красивая: крест святой Нины, а поперёк — меч. Она подошла бы для воинского подразделения. Но в фильме она на одежде боевиков мафии. Такой немудрящий плевок в православие.
У меня грузинское происхождение — и мне было неприятно смотреть это кино. А грузинским актёрам в нём сниматься? Неужели им так хочется, чтобы их заметили и взяли в Голливуд на третьесортные роли? А на какие ещё, если даже великие европейские актёры ничего не добились, работая на американской фабрике грёз? Неужели, чтобы сыграть нагази, надо превратиться в карликового пинчера?
Интересно, как фильм восприняла грузинская публика. Может быть, ей польстило, что об их стране вспомнили в самой Америке?! И ладно, что в картине воспроизведены самые пошлые представления об осколке СССР, распространённые на Западе? Но в Америке большинство населения о Грузии даже не знает. И знать не хочет. Зачем им? Албания, Грузия, Армения, Молдавия — для рядового американца всё едино. Если он о них слышал, уже хорошо. США в лице их политического класса вспоминают об осколках СССР лишь тогда, когда хотят пустить кровь России.
На протестах в Батуми против прибытия лайнера с российскими туристами какие-то умники стояли с плакатами, на которых было написано: «Советского Союза нет. И не будет». Да СССР нет, а вот что появится вместо него — мы ещё посмотрим. Но в контексте обсуждения американского фильма, в котором так извращённо затронута грузинская тема, нельзя не вспомнить, что советское кино создало прекрасный, обаятельный образ Грузии и грузин. И я не уверен, что эта страна и этот народ заслужили его. Не уверен после того, что прочёл на плакатах возмущавшихся тем, что депутат российской Госдумы сел не на тот стул в грузинском парламенте, митинговавших против принятия в Грузии «русского закона» об иностранных агентах или против прибытия в батумский порт лайнера с российскими туристами — мат и пошлость.
Любопытно тех грузин, чьи национальные чувства были так сильно оскорблены тем, что российский депутат сел не в то кресло, фильм «Тайлер Рейк. Операцию по спасению 2» не задел совсем? Наверное, нет. Информации о пикетах у посольства США в Тбилиси не поступало.
Дмитрий Жвания