Что делать с Лениным? Вернее с его останками?

Марина РАБЖАЕВА

Вялая публичная дискуссия о возможности перезахоронения останков Ленина ведётся с 1991 года. Аргументы и сторонников и защитников этого политического акта давно озвучены и даже несколько навязли в зубах. Так что же делать с Лениным в Мавзолее?

 

Кто нам Ленин?

21 января 2011 года  — очередная, неюбилейная, 87 годовщина смерти Ленина.

Фигура эта знаковая. Для части страны Ленин до сих пор является фигурой большого революционного стиля, как сказал Геннадий Гудков, заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» в Госдуме: «Ленин — это такая же икона для части населения», и права этой части населения следует уважать. Тем более, что Ленин знаковая фигура не только для очень немолодых адептов советской власти, но и для части политизированной левой молодёжи.

Для другой части страны, Ленин – одиозная фигура из советского прошлого, инициатор «Красного колеса», переломавшего и перемоловшего «великую имперскую Россию» и миллионы людей. «На его руках – кровь и поломанные жизни миллионов сограждан, он – символ социальных потрясений и террора, символ горя огромной страны» — таково мнение не только члена комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Роберта Шлегеля, но и значительной части населения, вне зависимости от их политических убеждений.

Очередь в Мавзолей сама по себе стала достопримечательностью Москвы

Эти полярные точки зрения на фигуру Ленина определяют отношение к всплывающей в СМИ время от времени, теме захоронения тела Ульянова-Ленина.

И если для противников Ленина и ленинских методов политического государственного строительства однозначно необходимо разрушить гробницу и вынести мумию из центра Москвы и страны, то разрозненные левые не столь монолитны в своём отношении к местоположению тела Ильича. Часть их (тут осторожный лидер КПРФ Геннадий Зюганов и крайние левые оказались едины) категорически против захоронения и выноса тела из Мавзолея на Красной площади. Другие же достаточно спокойно относятся к теме перезахоронения, полагая, что это вопрос неважный для современной политической борьбы.

Как утверждает Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru, основываясь на проведённых в январе 2011 года социологических исследованиях, каждый второй экономически активный россиянин считает, что тело Ленина стоит вынести из Мавзолея и захоронить.

Протоиерей Всеволод Чаплин

Основные аргументы сторонников захоронения тела Ленина очень четко озвучил Глава Синодального отдела Русской Православной Церкви по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. «Но, на мой взгляд, в ходе дискуссии нельзя проигнорировать тот факт, что по указанию Ульянова совершались очевидно преступные и безнравственные действия, в том числе убийства многих невинных людей по принципу их социального происхождения. Это можно считать доказанным историческим фактом», — отметил священник. Кроме того, по его словам, «нельзя уйти и от того факта, что нынешнее положение тела Ленина, выставленного на всеобщее обозрение, противоречит нашей культурной традиции». В апреле 2009 года по случаю 139-й годовщины со дня рождения Владимира Ульянова-Ленина отец Всеволод призвал к проведению серьёзной дискуссии на тему как роли Ленина в истории России, так и нравственной, национальной и историко-культурной обоснованности выставления на всеобщее обозрение телесных останков умершего человека.

Мощи и мумии

О том, что сама идея сохранения и дальнейшая демонстрация тела Ленина заимствована из христианской традиции почитания останков святых, канонизированных Церковью, писали многие. Например, протоиерей Русской православной автономной церкви  Михаил Ардов  высказал эту идею в разговоре с известным историком искусства Александром Габричевским о январской Москве 1924 года.

Михаил Ардов

«- Я помню, — говорит мне Александр Георгиевич, — я вышел из дома… Стояла длинная очередь к гробу Ленина, люди жгли костры и грелись… А вот тут, на Манеже, висел загадочный лозунг: «Могила Ленина — колыбель человечества»… Это я не понимаю, что такое.

— Это не так уж трудно расшифровать, — отвечаю я.

— Ты так думаешь?

— Я надеюсь, вы не станете мне возражать, — говорю я, — если я скажу, что партия большевиков – сатанинская пародия на Церковь, съезды — это соборы, парады, демонстрации и митинги — ритуальные действия, чучело Ленина пародирует святые мощи и так далее…

— Это справедливо, — отзывается Александр Георгиевич.

-Так вот, — продолжаю я, — лозунг «Могила Ленина — колыбель человечества» — это такая же точно сатанинская пародия на слова молитвы, обращенной ко Христу: «Гроб Твой — источник нашего воскресения»» (Михаил Ардов. Легендарная Ордынка).

Отметим, что РПАЦ, к которой принадлежит Михаил Ардов, не имеет отношений с Московской Патриархией, она не признана ни одной из поместных православных церквей. Протоиерей Всеволод Чаплин призвал журналистов не называть Михаила Ардова священником Русской православной церкви, а РПАЦ назвал «сектой раскольников и педофилов».

«Заложные» покойники

Если РПЦ предлагает захоронить тело Ленина, то интересно понять, как она видит этот процесс погребения, считая вождя большевиков преступником, убийцей невинных людей.

Отечественными этнографами и антропологами описан феномен так называемых «заложных» покойников. Так называли всякого рода «нечистых», то есть «неправильных»  покойников, тех, кто умер не от старости, болезни или ран, а чья смерть произошла неправильно, раньше времени. В категорию «заложных» покойников попадали и самоубийцы, и утопленники, и погибшие в результате несчастных случаев (от молнии) или погибшие при неясных, странных обстоятельствах. К «заложным» покойникам относили и тех, кто вступал в контакт с «нечистой» силой. Таких «неправильных» покойников хоронили особо, отдельно от всех.

Интересно, что преступников так же хоронили наособицу. И чем страшнее было преступление, тем более не соответствовал традиции погребальный обряд, порой не оставляли и могилы. Тут стоит вспомнить, к примеру, декабристов, место захоронения которых было намеренно скрыто. Как скрыто место захоронения Степана Разина или Емельяна Пугачёва. Считается, что тело Степана Разина, намеренно выставленное на позор после четвертования, похоронили татарские старейшины на одном из татарских кладбищ Москвы.

Степана Разина везут на казнь

Можно вспомнить Лжедимитрия I (Григория Отрепьева), чьё тело так же позорили: тело лежало несколько дней посреди рынка, с «позорной» карнавальной маской на груди и со скоморошьей дудкой во рту. После такой позорной «торговой» казни, Лжедимитрия похоронили как «заложного» покойника, на кладбище для упившихся или замёрзших. Но, как известно, после похорон ударили сильнейшие морозы, и распространились слухи, что это месть монарха. Лжедимитрия раскопали, сожгли, а затем, смешав пепел с порохом, выстрелили из пушки в сторону Польши.

Григорий Отрепьев

Можно вспомнить и другого преступника, нарушителя законного порядка – Оливера Кромвеля. Когда после его смерти в новоучреждённой Английской республике начались беспорядки, на престол возвели Карла II, а тело Кромвеля вырыли из могилы и повесили на виселице…

Поль Деларош. «Кромвель у гроба Карла I». Эрмитаж

Нахождение тела Ленина в Мавзолее противоречит существующим традициями погребения покойников. Ведь покойники, захороненные в земле, как и мумии в гробницах, всегда скрыты от глаз живых. Академик Александр Панченко в работе «Осьмое чудо света» рассматривает и анализирует культурно-религиозный контекст необычного для отечественной культуры способа погребения политического вождя, указывая, что контекст этот «не поддаётся и не подлежит рациональному объяснению и рациональной оценке».

Катакомбы монастыря капуцинов в Палермо

Правда, в монастыре капуцинов (капуцины – монашеский орден католической церкви) в столице Сицилии Палермо есть погребальные катакомбы(Catacombe dei Cappuccini), в которых в открытом виде покоятся останки более восьми тысяч человек — местной элиты и выдающихся граждан: духовенства, аристократии и представителей различных профессий. Это одна из самых знаменитых выставок мумий — скелетированные, мумифицированные, забальзамированные тела усопших лежат, стоят, висят, образуют композиции. «Жемчужиной» коллекции считается тело маленькой девочки, не тронутое тленом с 1920 года – оно лишь покоричневело.

Тело двухлетней Розалии Ломбардо хранится в катакомбах с 1920 года

Артель Аналитиков обратилась к эксперту с просьбой прокомментировать с позиций сегодняшнего дня ситуацию с возможным погребением останков Ульянова-Ленина. Специалист по политической антропологии, Виктор Владимирович Бочаров, профессор Восточного факультета СПбГУ, доктор исторических наук, комментируя ситуацию с непогребёнными останками Ленина, указал, что порядок захоронения в любой культуре очень важен.

— Для всех традиционных обществ характерен глубоко разработанный, продуманный погребальный обряд. И в традиционном обществе нет, и не может быть, плюрализма мнений относительно соблюдений или несоблюдения всех тонкостей обряда погребения. Детально проработанный, жёстко регламентированный, с чётким распределением ролей и функций участников, погребальный обряд всегда соблюдался. Объясняется это глубинно укоренённой идей о связи «правильного» (произведённого с соблюдением всех правил) захоронения с процветанием всех живущих на земле членов семьи/рода/племени/народа. Предполагается, что «неправильно» упокоенный мертвец может вредить живущим.

Обратной стороной идеи наличия связи между благополучием живущих и «правильно» захороненным покойником, является мысль о том, что «правильно» упокоенный преступник нарушает порядок и благополучие живых, а значит, преступник должен быть упокоен особым образом. Так, всем известно, что самоубийц хоронили отдельно, а почему? Потому что самоубийцы  — преступили закон, убили себя, и поэтому их хоронили не по общему погребально обряду, а особо. Они ведь преступники. Эта очень древняя архаическая культурная установка. Помните, в 1990-х годах появилась публикация о том, что в 1970-е годы останки Гитлера были извлечены из земли, измельчены, сожжены, а пепел был развеян над Эльбой.

А ведь это было сделано по приказу Андропова. То есть эти действия по отношению к останкам Гитлера были осознанны как необходимые для того, чтобы «плохой, преступный» мертвец не влиял на живых.
И ещё, «правильно», то есть по обряду, упокоенный мертвец должен быть целым, в буквальном смысле его тело должно быть (по возможности) целым, не раздробленным, без членовредительства. Ибо раздробленный мертвец уже не может способствовать благополучию живых.

Кстати, не случайно колонизаторы стремились не просто осквернить захоронения, но и разрыть могилы, разрубить, расчленить, измельчить останки предков или забальзамированные мумии. Это такая война с мертвыми велась. Колонизаторы в Африке ещё и в ХIХ веке, да и в ХХ веке, поступали подобным образом.
Описаны случаи, когда англичане, подавляя восстания в восточной Африке, разрушали почитаемые африканские могилы. Разрушали, чтобы африканцы не совершали у этих могил обрядов поклонения, чтобы мертвые африканские предки не помогали живым африканским повстанцам. Так что захоронение, погребальные обряды, — это одна из важнейших составляющих любой культуры, какой бы рациональной она себя не представляла.

А что касается Ленина, то я помню слова Бориса Немцова, сказанные им несколько лет назад. О том, что, мол, пока не похороним Ленина, всё в нашей стране будет плохо. Эти его слова  — просто иллюстрация идеи о том, что мёртвые влияют на живых.

Моё мнение таково, что не надо трогать ни Ленина, ни Мавзолей. Не надо поступать подобно язычникам, которые при смене власти разрушают все знаки прежних идолов, и воздвигают новые…
Впрочем, на днях прозвучала здравая мысль о том, что тело-то можно захоронить, а в Мавзолее выставить муляж. В любом случае, надо решать и решаться делать выбор: либо захороним тело (мотивация от языческой до православной), либо оставим тело в Мавзолее. Но последнее потребует обоснование: чудо техники бальзамирования, либо осознанное отношение к Мавзолею как туристическому аттракциону. Не случайно глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и Общества отец Всеволод Чаплин отметил, что «Фактически тело (Ленина. – М.Р.) превратилось в туристический объект».

2 комментария

Не понятно мне откуда в третьем тысячелетьи такие средневековые экивоки.
Есть закон и процедура. По закону если суда не было Ульянова-Ленина признать преступником нельзя.
В законе также оговорены и процедура и правила захоронения умерших. Место и время согласуется с родственниками.
Если принять решение продолжить аттракцион с мумией, то следует разработать бизнес-план и просчитать экономическое обоснование.
Если в конкретном случае нужно применить особую норму закона её следует издать, т.е. узаконить. Закодатель, Дума, проштампует любое решение главаря. Нужно просто в служебное от работы время между нырянием и полётами в тёплые края с журавлиным клином поработать и дать отмашку: либо аттракцион, либо закапывать.
Делом нужно заниматься, делом.

Добавить комментарий