Цикл «Города красные — города розовые»
Руслан КОСТЮК, доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ;
Ирина ПОДМАРЬКОВА, аспирантка факультета международных отношений СПбГУ
В последнее время слово «Брюссель» стало во многом ругательным среди европейцев левых и крайне левых взглядов. Ведь именно здесь, в столице Бельгии, находятся штаб-квартиры Европейского Союза и его структурных подразделений. Именно из Брюсселя в разные части Евросоюза идут неолиберальные директивы, указывающей кому и на сколько сократить социальные расходы и снизить бюджетный дефицит. При подобном восприятии Брюссель становится едва ли не синонимом понятию «ультралиберализм». Однако, как и в случае с Берлином, собственно город Брюссель отнюдь не правильно относить к «правым» или «либеральным».
Наоборот, и Брюссельский регионом-столицей, охватывающим территорию в 162 квадратных километров, на которых проживают примерно миллион двести тысяч человек, и собственно брюссельским муниципалитетом управляют социалисты. Министром-президентом региона является Шарль Пике, а бургомистром столицы Бельгии — с 2001 года Фредди Тилеманс; оба они — социалисты.
Если на уровне муниципального совета социалисты образуют большинство с либералами из Реформаторского движения, то в региональном правительстве существует левая коалиция социалистов и экологистов. В обоих случаях старшими партнёрами являются франкофонные социалисты. На последних региональных выборах в 2009 году левые партии в Брюссельском регионе в совокупности набрали свыше 45% голосов, что говорит о высокой степени их поддержки в Большом Брюсселе
Жизнь с риском
Брюссель, город с более чем тысячелетней истории, ставшей столицей Королевства Бельгии в 1830-м, нельзя назвать городом контрастов. Но он, несомненно, полон противоречий. Поэтому трудно понять, каков он, «дух» города, какое у него «лицо». Одно можно сказать с уверенностью: то, что вы найдёте в Брюсселе, разительно расходится с теми ассоциациями, которые возникают при словах столица Европы или «Бенилюкс».
Первое, что бросается в глаза, — неухоженность: пошарпанные здания, валяющийся на улицах мусор, выбитые камни мощёных тротуаров, зловонные подворотни, служащие прибежищем для многочисленных бездомных. Всё это в совокупности с серыми фасадами зданий, отсутствием, за редким исключением, красивой архитектуры, и по-петербургски дождливым климатом создаёт достаточно мрачное впечатление.
Другое, что обращает на себя внимание, — огромное количество выходцев из мусульманских и африканских стран, многие из которых, не желая терять свою культурную идентичность, продолжают носить национальные халаты. Брюссель не зря считается одним из самых космополитичных городов нашего континента, здесь проживают сотни тысяч выходцев из других стран и континентов.
Брюссель считается одним из самых криминогенных городов Западной Европы. В городе происходит большое число нападений и квартирных краж, даже в благополучных районах, причём уровень раскрываемости очень низкий.
Город, вернее Брюссельский регион, поделён на 19 муниципалитетов (или коммун) и далеко не все из них являются безопасными. Приезжим настоятельно советуют обходить стороной как минимум три-четыре из них, включая тот, что знаменит благодаря футбольному клубу «Андерлехт». Есть в городе и своя, расположенная недалеко от Северного вокзала, «улица красных фонарей». Неблагополучные районы, в которых не советуют появляться в тёмное время суток, хаотично разбросаны по карте Брюсселя, и один из них, например, начинается прямо около Европейского парламента, в то время как другой расположен неподалёку от Гран Пласа — главной достопримечательности города.
Брюссель считается одним из самых криминогенных городов Западной Европы. В городе происходит большое число нападений и квартирных краж, даже в благополучных районах, причём уровень раскрываемости очень низкий. Местные зачастую жалуются на работу полиции. В частности, в 2012 году случился печальный инцидент, вызвавший недельную забастовку работников транспортной компании, требовавших лучшего обеспечения их безопасности. А произошло следующее: ДТП с участием трамвая и легковой машины (в Брюсселе авто часто ездят по трамвайным путям) закончилось тем, что водитель трамвая получил удар бейсбольной битой по голове и скончался на месте. Ему оставался год до пенсии. В результате, в течение практически недели ни один из видов общественного транспорта во всём Брюсселе не работал, по утрам приходилось дожидаться такси по два-три часа, а некоторые предприимчивые таксисты брали четверых человек, но взимали полную плату за весь путь с каждого.
Первое, что бросается в глаза в Брюсселе, — неухоженность: пошарпанные здания, валяющийся на улицах мусор, выбитые камни мощёных тротуаров, зловонные подворотни, служащие прибежищем для многочисленных бездомных.
Однако это не единственный пример транспортного коллапса: серьёзные сбои в работе общественного транспорта случаются систематически, например, из-за технических неполадок, а также после каждого снегопада (хотя по российским меркам это зачастую даже не назвать снегопадом). По-видимому, городу невыгодно содержать снегоуборочную технику, учитывая особенности местного климата. В общем и целом, общественный транспорт, по западноевропейским стандартам, функционирует недостаточно надёжно и чётко: дороги перекрываются для ремонта на целые месяцы, парк редко обновляется, часты опоздания и поломки, починка которых занимает целую вечность.
При всём при этом поражает терпение и спокойствие местных жителей: никто не демонстрирует признаков нервного напряжения, и, конечно, не начинает винить власть и ругаться с окружающими. Брюссельцы только посмеиваются над проблемами, в частности, над тем, что станция метро «Шуман», возле которой находится Европейская Комиссия, находится на реконструкции уже несколько лет и поэтому выглядит «как после атомного взрыва». Вполне возможно, что такое восприятие жизни возникает от общего чувства социальной защищённости (пособия по безработице, например, лишь слегка отстают от средних зарплат за вычетом высоких налогов). Кроме того, в целом вполне удовлетворительно функционирует имеющее несколько линий брюссельское метро. К слову, лица старше 65 лет, благодаря заботе местных властей, могут пользоваться общественным транспортом бесплатно.
Серьёзные сбои в работе общественного транспорта случаются систематически, например, из-за технических неполадок, а также после каждого снегопада (хотя по российским меркам это зачастую даже не назвать снегопадом).
Брюссель разительно контрастирует, например, с фламандским Антверпеном, вторым по величине городом Бельгии, от жителей которого можно услышать упрёки в адрес валлонов, основной части жителей Брюсселя, за то, что это они «превратили изначально фламандский Брюссель в то, что он сейчас есть». Среди фламандцев можно уловить и слегка различимую горечь от того, что Брюссель, официально считающийся двуязычным городом (все французские названия дублируются на голландском), по сути, является франкоязычным. Абсолютное большинство брюссельцев — это франкофоны.
Бедность и волокита
Поразительно то, что, несмотря на свой статус столицы Европы, город живёт размеренной и даже медлительной жизнью. Рабочий день строго регламентирован и заканчивается рано, все магазины закрываются в 6-8 вечера, а многие учреждения вообще в 16. 00. В то же время, в период кризиса ещё более усилилась безработица: сегодня она охватывает более 20 процентов трудоспособного населения. И эта проблема сверхостро стоит перед местными и региональными органами власти. Так же как и проблема бедности: по официальным данным в столице Бельгии, где расположены 120 международных институтов, и которая считается вторым после Нью-Йорка мировым дипломатическим центром, в силу высокой стоимости жизни, не мене четверти населения находится в «состоянии бедности», по бельгийским меркам, конечно же.
Живя в Брюсселе, велика вероятность столкнуться с несправедливостью, в полной мере прочувствовать её, и в первую очередь даже не в государственных учреждениях, а при таких бытовых вещах, как поиск жилья или подписание контракта на телефон и прочие коммунальные услуги. Среди провайдеров интернета и телевидения нет достаточной конкуренции, а, следовательно, и заинтересованности в привлечении новых клиентов. Процесс подключения к сети, например, может занимать до двух-трёх недель, причём установщик может прийти в любое время, и нет возможности договориться на конкретные часы. Что же делать тем, кто сам работает?
Одной из проблем города можно также назвать бюрократию, уровень которой, впрочем, значительно разнится в зависимости от коммуны. Всё бремя её в первую очередь ощущают приезжие. В центральной коммуне, то есть «малом Брюсселе», например, процесс регистрации может растянуться на полугода, причём иностранцам приходится занимать очередь ещё ночью, за несколько часов до открытия.
Неблагополучные районы, в которых не советуют появляться в тёмное время суток, хаотично разбросаны по карте Брюсселя, и один из них, например, начинается прямо около Европейского парламента, в то время как другой расположен неподалёку от Гран Пласа — главной достопримечательности города.
Недвижимость в Брюсселе стоит дорого, а система студенческих общежитий развита плохо, поэтому большинство молодых людей, даже имеющих престижную работу, не может позволить себе снять отдельную квартиру и снимает комнаты. И это при том, что Брюссель издавна считается университетским центром. Некоторые его вузы, например, Сводный Брюссельский Университет, хорошо известны далеко за пределами бельгийской столицы. В студенческих организациях этого вуза, к слову, сильны левые настроения. Агентства по недвижимости в Брюсселе имеют право взимать плату только с владельцев квартир, что, однако, подрывает их заинтересованность в оказании услуг желающим снять жильё. Во время просмотра квартиры часто устраиваются «аукционы» среди желающих её снять: кто предложит контракт подольше или заплатит наибольшую цену, тот и выиграл. Сами же бельгийцы избегают Брюсселя и предпочитают селиться в маленьких городках неподалёку. Естественно, молодёжь приезжает в столицу, но большинство планирует в будущем купить дом за пределами Брюсселя, где, как считается, гораздо лучше воспитывать детей.
Мультикультурализм и круассаны
Тем не менее, у города много убеждённых поклонников. Брюссель привлекает молодых людей со всей Европы и мира (наших соотечественников, впрочем, в Брюсселе практически не встретить). Многие приезжают как практиканты в европейские институты и остаются, очарованные уникальной, истинно интернациональной атмосферой, царящей в городе. Здесь никто не чувствует себя иностранцем, потому что большинство являются приезжими. Многие горожане хорошо говорят на английском, становящимся, по сути, «языком межнационального общения» в Брюссельском регионе.
В Брюсселе нередко бывает даже сложно встретить бельгийца, а те, что есть, — очень открытые люди и готовые к восприятию культурных различий и уважению чужих традиций. В Бельгии — 10 миллионов населения. В Брюсселе живёт один миллион. В 1960 году иностранцы составляли 7,3% населения Брюсселя. Сегодня их количество увеличилось до 56,5%. Это число включает в себя собственно иностранных граждан (26,3% населения Брюсселя) и иностранцев, которые получили бельгийское гражданство после 1980 года и их детей (30,2%). Сегодня из 661 депутатов районных советов Брюсселя 589 являются франкоязычными, 170 депутатов — «новые бельгийцы», большинство из них — мусульмане.
Каждый четверг так называемые “Expats” собираются на Place du Luxembourg, или просто Place Lux, что прямо перед Европарламентом, чтобы выпить пива за два евро и познакомиться с интересными людьми. Многие отмечают, что нигде они не чувствуют себя настолько дома, как в Брюсселе, и что нигде больше нельзя встретить такое количество разных, но интересных людей, представляющих различные культурные и социальные группы.
Недвижимость в Брюсселе стоит дорого, а система студенческих общежитий развита плохо, поэтому большинство молодых людей, даже имеющих престижную работу, не может позволить себе снять отдельную квартиру и снимает комнаты.
Специалисты считают, что Брюссель может похвастаться высоким и качественным уровнем медицины. В первую очередь заслуга в этом, конечно же, принадлежит правящим в городе и регионе социалистам. Благами столичной медицины, её поликлиниками и больницами могут пользоваться и многочисленные приезжие-иностранцы, если они честно оплачивают налоги.
А ещё есть в городе и что-то от старой Европы, что-то милое и неповторимое, что порой кажется, что город застыл во времени и суматошный век новых технологий его не коснулся: фургончики с мороженым и горячими вафлями, киоски с картофелем-фри, который продают в бумажных кулёчках, как у нас семечки, традиционные бельгийские пивные с гранёными стаканами и старомодным дизайном, в которых пиво льётся рекой, и, конечно, запах круассанов, доносящийся по утрам из крошечных кофеен.
Кроме того, Брюссель — очень зелёный город. Считается, что в Брюссельском регионе имеется 8 тысяч гектаров зелёного пространства. Градостроительная политика, во многом благодаря высокому политическому рейтингу местных экологистов, строится в зависимости от приоритетов экологической политики. В черте Брюсселя даже есть настоящий лес, а один день в году официально объявлен днём без машин, когда разрешён только общественный транспорт, и все жители передвигаются на велосипедах и роликах. В этот день поражает удивительная тишина, и понимаешь, какую же колоссальную шумовую завесу создают автомобили. Вообще, бургомистр Тилеманс уделяет экологической политике большое внимание. Так, по примеру Парижа, в Брюсселе на городском канале был организован пляж, а вдоль канала городские власти поставили многочисленные объекты для проведения там культурных мероприятий.
В Брюсселе огромное количество выходцев из мусульманских и африканских стран, многие из которых, не желая терять свою культурную идентичность, продолжают носить национальные халаты.
Очевидно, что современный Брюссель не является идеальным для проживания местом. Город несёт в себе сильные противоречия и по-другому у «столицы Европы» вряд ли могло бы быть. Но Брюссель продолжает, несмотря ни на что, оставаться «левым городом» и местные власти делают всё от себя зависящее, чтобы жизнь горожан и гостей бельгийской столицы становилась лучше.