Борцы с нелегалами уходят на нелегальное положение

Валерия СТРЕЛЬНИКОВА

Столичные прокуроры обратились в Мосгорсуд с тем, чтобы признать Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ) вне закона. Прокуратура Москвы своим решением уже приостановила деятельность последней в России националистической организации, работавшей в правовом поле. По официальной версии – «только до рассмотрения дела судом», хотя и сами активисты ДПНИ, и их сторонники почти не сомневаются в том, что движение уже де-факто запрещено.

«Нас поддержал даже Немцов»

Едва новость попала на ленты, представители националистических объединений тут же заявили, что запрет ДПНИ, вне всякого сомнения, приведет к радикализации значительной части молодёжи и, как следствие, к массовым несанкционированным акциям протеста. Так, по прогнозу одного из основателей движения ПНИ Александра Белова, теперь никто не будет предупреждать власти о готовящихся выступлениях, «на улицах будут сплошные молодые люди в масках, абсолютно никем и ничем не контролируемые».

Один из основателей ДПНИ Александр Белов (Поткин)

По оценке ряда других деятелей, такие структуры, как ДПНИ, несли свою общественно-социальную функцию, помогая обратить недовольство националистически настроенных граждан в конструктивное русло. Ведь «если есть легальная организация с публичными людьми, то их всегда можно найти и наладить диалог». И «совершенно другое дело, когда действуют нелегальные подпольные группы».

Заметим, никаких конкретных обвинений против участников ставшего опальным движения пока не выдвинуто. По крайней мере, судя по информации, размещённой на сайте Генеральной прокуратуры, «установлено, что цели и действия указанного объединения направлены на осуществление экстремистской деятельности». Собственно, это всё.

ДПНИ на "Русском марше"

Меж тем сами лидеры отечественного национализма уверены, что очередные гонения на «патриотов» связаны с призраком «арабских революций» и «страхами Кремля». «Идеи об объединении националистов в нечто новое не лишены оснований и соответствуют моменту», – подтвердил Константин Крылов, глава «Русского общественного движения» (РОД).

Примечательно, что один из руководителей московского отделения ДПНИ Владимир Тор в своём сетевом «Дневнике русского православного националиста» ссылается на статусных лиц либерально-демократического лагеря, которые, по его словам, оказали движению поддержку и выразили возмущение по поводу последних событий. «Встречался с Борисом Немцовым. Потом с Сергеем Жаворонковым – «Демократический выбор», — перечисляет автор блога.  — Потом с Денисом Билуновым – «Солидарность». Потом с Алексеем Некрасовым — проект «Пять требований». Темы бесед примерно одни и те же… Общее отношение к планам репрессивного режима по закрытию ДПНИ, как «экстремистской» организации, — ярко негативное».

ДПНИ на "Русском марше"

Само собой, Тор может и передёргивать (хотя, будь это неправдой, наверное, последовали бы опровержения), а вот что говорится в официальном заявлении координационного совета РОО «Демократический выбор»: «Данный шаг ещё раз отчетливо демонстрирует, что законодательство о «борьбе с экстремизмом» используется властями России исключительно для подавления деятельности политической оппозиции. Мы не разделяем многих взглядов и программных установок ДПНИ. Вместе с тем, мы считаем недопустимым воспрепятствование законной политической деятельности любых организаций, вне зависимости от характера их взглядов и идеологических предпочтений».

По мнению демократов (напомним, входящих теперь в Партию народной свободы), «власти совершают грубую ошибку – вслед за всплеском волнений на националистической почве инициируют преследование организаций, стремящихся вести свою деятельность в легальном поле». «Мы убеждены, что снижению напряженности в области межэтнических отношений должен способствовать допуск умеренных сил националистического толка в легальное политическое пространство, а не выдавливание русских националистов из официальной политики в сторону радикальных форм протеста, — указывают авторы заявления. — Такие действия властей способны лишь обострить ситуацию ещё сильнее».

В свою очередь, идейный оппонент демократов представитель «Другой России» Александр Аверин также определяет запрет ДПНИ, как «политические репрессии против оппозиционной организации». Однако он идёт дальше и проводит недвусмысленные параллели. «Следующими на очереди могут быть левые — АКМ/ «Левый Фронт» или либералы — ОГФ, «Оборона». Или наша партия «Другая Россия», — считает активист. — Разделять идеологию ДПНИ отнюдь не обязательно, но назвать репрессии своим именем здравый гражданин обязан».

Оплот законопослушных экстремистов

«Какого-то чёрта ДПНИ какие-то чудаки называют «русской» и «националистической» организацией, — удивляется близкий к патриотическим кругам volodymir-k. — Но ведь в названии у неё нет ни намёка на какое-то отношение к какой-то национальности. И что она занимается чем-то, кроме нарушителей законодательства. Если ты против таких-то преступлений — ты экстремист… Ну, представьте, что закрывают, например, «Движение против воровства» или «против нелегального оружия». Это как??? Власть за воровство/ за бандитов? Зачем тогда писали и обсуждали бумажки про миграцию, какие-то «законы», если их соблюдение запрещено лоббировать?»

4 ноября 2007 года. Колона ДПНИ на "Русском марше"

«В конце концов, свобода слова гарантирована Конституцией, и никто не доказал, что ДПНИ чего-то там реально разожгли…. Ну что ж, видимо, власти вместо этого хотят массовых убийств и погромов», — подытоживает автор.

«Как вылавливать недовольных властью законопослушных людей? Легальную оппозицию можно пресечь, только организовав в нашей стране некое подобие сталинских репрессий, — развивает тему деятель правого толка golosptic. — Думаю, никому не надо объяснять, что это здесь и сейчас не реализуемо… Вывод из вышесказанного очень простой. Наши власти в очень близкой перспективе будут вынуждены договариваться с русским политическим движением. Будут вынуждены и станут, никуда не денутся. Они это сами понимают прекрасно».

Не исключено, что против ДПНИ предпринимались провокации с целью представить это движение нацистским

С оппонентами категорически не согласен представитель Движения сопротивления имени Петра Алексеева, который ведет интернет-дневник по ником lojso. «ПНИ потеряли всякое значение в результате расколов, дрязг и скандалов. Прежнего влияния у них уже нет. Хулиганьем они не заправляют, — заключает из своего опыта левый активист. — Запрет ДПНИ мог бы быть полезен года три назад, но сейчас это просто очередной показушный, бессмысленный акт со стороны государства».

«По поводу мотива таких действий – это, пожалуй, не страх, а типичная реакция бюрократии, — продолжает полемику автор блога. — Администрация спускает приказ — раздавить. Менты берут под козырёк. А кого давить-то? Бегут в центр «Э» и берут у них справку по правым радикалам…»

Правые радикалы

«Решение запретить ДПНИ не изменит расклада сил. Шовинистические, ксенофобские настроения растут по мере увеличения числа тех, чье униженное положение эти настроения объясняют идеологически. Моральным авторитетом среди шовинистически настроенных масс пользуются радикалы (правые – S.N.), соглашатели-легалисты же быстро такой авторитет теряют. При этом радикалы в силу идеологии быстро превращаются в законспирированные банды, занимающиеся насилием. В этих условиях было бы наивным полагать, что легализация националистов позволит уменьшить число наци-радикалов, или вообще как-то повлияет на ситуацию», — выходит на обобщение lojso, правда, не подкрепляя свои соображения какими-либо аргументами. Во-первых, чтобы знать, кто пользуется авторитетом «среди шовинистически настроенных масс», нужно быть частью этой массы или, как минимум, провести в этой массе на эту тему опрос. Кроме того, как показывает статистика, во времена, когда в стране существовало множество различных легальных националистических организаций, убийств «лиц неславянской внешности» было гораздо меньше.

Карикатура на Александра Белова (Поткина), намекающая на его еврейское происхождение

«Наконец, нужно понимать, что государство сейчас само активно использует националистическую риторику и разжигает национальную ненависть (достаточно вспомнить антигрузинскую истерию, тексты сообщений о терактах или «анализ» событий в Северной Африке). Диктатура крупного капитала, сросшегося с государственной машиной, не может не привести к открытой террористической, политической диктатуре», — резюмирует активист.

И всё же непонятно: зачем так поступает власть, загоняя национализм в подполье? Ведь, расставляя точки над «i», прежде всего ей самой это невыгодно. К чему приведёт этот запрет накануне выборов? Неужто и впрямь борцы с нелегалами станут бойцами невидимого фронта? И готова ли либеральная оппозиция действовать совместно с националистами, подобно тому, как это было на Украине в 2004-м году?

Артель аналитиков обратилась за комментариями к экспертам.

Максим Резник, лидер петербургского отделения партии «Яблоко»: «Образ мысли националистов мне омерзителен, но методом жёстких запретов, как это сейчас делает власть, проблемы не решаются. Нельзя запретить людям думать».


— К ДПНИ я отношусь резко отрицательно, как к любой организации, которая разжигает, с моей точки зрения, национальную рознь. Такие организации позорят страну. Но это моя оценка, я не прокурор и не суд. И я не понял: какие конкретные претензии им предъявляют? Если принимать решение о приостановлении деятельности общественной организации, как бы к ней ни относиться, должны быть совершенно понятные обоснованные мотивы, ссылки на конкретные поступки. А так завтра Валентина Ивановна, Зайцев (прокурор Санкт-Петербурга) или какой-нибудь Волков – неважно кто, заявит: «Мне кажется, что петербургское «Яблоко» что-то нарушает… Вообще, экстремистские ребята! Пожалуй-ка, я их приостановлю».

Что касается консолидации, то не любая гонимая Кремлём структура является нашим потенциальным соратником. Запрет – это не повод для сотрудничества.

Другое дело, что проблемы в принципе не решатся таким образом, как это делает власть. Помнится, Екатерина II своему сыну Павлу Петровичу, когда тот сказал (обсуждая Французскую революцию. – S.N.), что «этих всех вольтерьянцев, карбонариев в Париже нужно расстрелять из пушек», — заметила: «Сын мой, при помощи пушек с идеями не воюют». Можно сколько угодно запрещать, но нельзя запретить людям думать. Хотя, повторю, образ мысли националистов мне омерзителен.

Если же говорить о сегодняшней мотивации власти, вдруг начавшей гнобить ДПНИ, то мне трудно это обсуждать. Голова демократически мыслящего человека и тоталитарно мыслящего, я в этом много раз убеждался, устроена очень по-разному. Предлагаю кому-нибудь из психиатров защитить на эту тему диссертацию.

Андрей Антонов, адвокат, представитель Международной коллегии адвокатов, писатель, публицист, автор книги «Братья славяне – вольный народ»: «Вывод последней легально действующей в этом сегменте организации за пределы правового поля приведёт только к росту социальной напряжённости».


— Я считаю, что цели и задачи ДПНИ идут в русле требований руководства страны. Ведь борьба с нелегальной иммиграцией – задача не только госструктур, но и всего гражданского общества в целом. Очень странно, что пытаются запретить организацию, которая ставит во главу угла национальные интересы. Притом что сам Путин, если помните, говорил, что он является «русским националистом».

Если отдельные участники движения нарушают какие-то правила, то надо к отдельным участникам меры и принимать, а не ко всей организации. В судебном процессе, безусловно, должен рассматриваться каждый конкретный эпизод противоправной деятельности, строго в рамках законодательства. Должны быть приведены основания и веские доказательства чьей-то вины, а не просто общие положения об экстремизме.

Можно разделять или не разделять устремления ДПНИ, но вывод последней легально действующей в этом сегменте организации за пределы правового поля может привести только к росту социальной напряжённости. Создаются препятствия для рационального и прагматичного диалога. А любое действие рождает противодействие.

Андрей Кузнецов, представитель ДПНИ в Петербурге: «Консолидация всех сил, которые нельзя назвать откровенно русофобскими, уже наметилась. И для всех очевидно, что мы ничего не добьёмся без изменения самой системы».


— Мотивация Кремля понятна. В преддверии тяжёлого политического кризиса власть убирает основного конкурента. Не секрет, что наибольшую силу сейчас представляют именно националистические объединения, и среди них ДПНИ – крупнейшая организация, работающая в легальном поле. Проблема миграции, межнациональных отношений становится всё более и более волнующей и яркой, а государственные власти не могут и не хотят её решать, поэтому их задача – сделать так, чтобы об этом поменьше говорили.

Что касается конкретики обвинений, то, по-видимому, здесь будет так же, как со «Славянским союзом», который запретили и никто даже не узнал, почему; никакой внятной формулировки не было. Кстати, в отличие, например, от партии лимоновцев, нам даже ни разу за всё время нашей деятельности не предъявляли прокурорских уведомлений  о том, что мы, как организация, совершаем что-то противоправное. Скорее всего, после выступлений на Манежной площади в декабре прошлого года было принято политическое решение на самом верху: мол, с этими ребятами надо разобраться. Если суд будет открытым, я надеюсь, все узнают, какую ерунду они там напридумывали.

Решение суда практически известно заранее, тем не менее, мы не собираемся так просто сдаваться. Наши московские коллеги ещё поборются с помощью юристов.

Что касается коалиции с либеральными кругами, то есть люди, которые считают себя либералами, и при этом мы с ними давно прекрасно сотрудничаем. Другое дело, что есть откровенные либералы-русофобы, я так их могу назвать, и с ними, конечно, вряд ли будет какое-то понимание и единение. Они, скорее всего, будут хлопать в ладоши – наконец-то запретили такую организацию. Выступая «за свободу», они при этом всегда очень радуются, когда кого-нибудь посадят или что-нибудь запретят… А в принципе консолидация уже наметилась: последние годы все те силы, которые нельзя назвать откровенно русофобскими, мало-помалу сближаются. И для всех постепенно вырисовывается очевидная цель: никаких положительных изменений невозможно добиться до тех пор, пока «кремлёвская шайка» засела в Москве.

1 комментарий

Эти судьи продажные коррупционеры.!!! Руки прочь от борцов с НЕЛЕГАЛЬНЫМИ мигрантами! Нет беззаконию!

Продажных судей и так называемых «правозащитников» к ответу по статье «измена Родине». Слава ДПНИ-защитникам земли русской от оккупантов-гастарбайтеров с кавказа

Почему власть не закрывает экстремистские движения имарат кавказ кавказ ценнтр и прочие? Они же реальные экстремисты и взрывают.

Добавить комментарий