Вынесенный накануне приговор четырём фигурантам «болотного дела» был призван предостеречь от нарушения порядка потенциальных участников акций протеста и продемонстрировать решимость властей наказывать за неповиновение сотрудникам правоохранительных органов, делают вывод эксперты.
Как заявил РБК политолог, глава Политической экспертной группы Константин Калачёв, полученные фигурантами сроки должны были удовлетворить все стороны — излишняя строгость привела бы к росту протеста, чрезмерную мягкость приняли бы за слабость власти. По его мнению, приговор показал «воспитательный, дидактический» характер процесса для общества. «Независимой газете» Калачёв заявил, что если раньше говорили, что признание вины — прямой путь за решётку, то вчерашний приговор продемонстрировал обратное: «государство даёт возможность раскаяться и получить условный срок либо срок ниже ожидаемого». «К тем, кто вину не признаёт, снисхождения нет. Власть хочет и готова себя защищать», — пояснил он. «Другой урок: пойдёшь на митинг оппозиции — можешь попасть под раздачу», — отметил эксперт.
18 августа суд вынес приговор ещё одной группе обвиняемых по делу о «массовых беспорядках» на Болотной площади 6 мая 2012 года. Алексей Гаскаров и Александр Марголин получили по 3,5 года колонии, Илья Гущин — 2,5 года, пенсионерка Елена Кохтарева получила три года и три месяца условно.
Оглашение приговора заняло несколько часов. Судья Наталья Сусина заявила, что вина четырёх подсудимых была подтверждена во время судебного следствия — действия фигурантов дела хоть и не были запланированы ими заранее, но, по мнению Сусиной, носили большую общественную опасность. Судья посчитала доказанным, что все четверо обвиняемых приняли самое активное участие в столкновениях с полицией — вступали в рукопашную со стражами порядка, бросали в них камни и бутылки.
«НГ» отмечает, что приговор суда, как и в предыдущих случаях, почти полностью повторял обвинительное заключение. Все обвиняемые «применяли к полицейским умышленное насилие», отчего те испытали физическую боль и моральные страдания. Например, пенсионерка Елена Кохтарева «умышленно хватала за форменную одежду», а Илья Гущин оттащил омоновца в сторону. Обвиняемые «не подчинялись полиции, держали плакаты против президента Путина, валили туалеты и кричали антиправительственные лозунги», констатировала судья Наталья Сусина.
Судья отметила, что, назначая наказание, суд учитывает состояние здоровья подсудимых и влияние наказания на возможность их исправления. В итоге Илье Гущину суд назначил наказание ниже низшего предела, так как он частично признал вину и «способствовал раскрытию преступления».
Гущин, Марголин и Гаскаров уже провели под стражей по полтора года. Гущин уже сейчас может просить об условно-досрочном освобождении — на свободу он должен выйти в июле 2015 года. Марголин сможет просить об УДО уже в ноябре этого года, но срок наказания истечёт только в июле 2016 года. Дольше всех под стражей может оказаться Гаскаров, который в ходе процесса категорически отрицал свою вину, так как он был задержан позже всех — в апреле 2013 года. Прошение о досрочном освобождении он сможет подать только в январе следующего года, а срок наказания истечёт в октябре 2016 года.
Газета «Коммерсант» сообщает, что у здания Замоскворецкого райсуда перед началом процесса собралось несколько десятков манифестантов, а РБК отмечает, что два года назад, вначале процесса, группа поддержки подсудимых была многочисленной, а сейчас она совсем небольшая. Пока Наталья Сусина зачитывала приговор, манифестанты призывали освободить узников Болотной. Полицейские, дежурившие у здания суда, изредка задерживали самых активных сторонников подсудимых и отправляли их в автозаки. В итоге в полицейских отделениях оказалось больше десяти человек.
В настоящее время из обвиняемых по «болотному делу» в следственном изоляторе находится только Дмитрий Ишевский, задержанный в конце мая 2014 года. Ему предъявлены обвинения в участии в массовых беспорядках и применении насилия в отношении сотрудников власти (ст. 212 и 318 УК). Ранее Замоскворецкий суд Москвы приговорил восемь арестованных по «болотному делу» активистов к срокам наказания от 2,5 до 4 лет колонии.
Между тем блогеры вспомнили, что за год до вынесения приговора по «болотному делу» судья Наталья Сусина приговорила в 2011 году к условному сроку бывшего сенатора Игоря Провкина, обвиняемого в изнасиловании выпускницы.
«Судья, приговорившая сегодня к реальным срокам узников Болотной, три года назад дала условку сенатору, изнасиловавшему студентку», — написала в Twitter Ольга Солдатова.
Как следовало из материалов уголовного дела, в ночь на 1 июля 2010 года Провкин, находясь в автомобиле Lexus GX 460 на улице Крымский вал в городе Москве, напал на 24-летнюю участницу выпускного бала, только что отпраздновавшую окончание учёбы в вузе. Накануне изнасилования девушка, получив диплом, отправилась праздновать радостное событие в ресторан.
Провкин увидел выпускницу на улице возле кинотеатра «Ударник» и предложил её подвезти. Девушка согласилась, мужчина завез её в переулок рядом с Крымским валом и там изнасиловал. Суд также установил, что в процессе надругательства политик избивал свою жертву, нанося ей удары в живот и по спине. Найти преступника удалось лишь благодаря тому, что тот перед поездкой опрометчиво дал студентке свой телефон, чтобы она позвонила брату.
Насильник в ходе следствия объяснил свои действия якобы пережитым стрессом от рождения ребёнка. В итоге Замоскворецкий суд назначил Провкину наказание в виде 3,5 лет лишения свободы, но посчитал возможным заменить его четырьмя годами условно. При этом статья 132 Уголовного кодекса, по которой судили экс-сенатора, предусматривает наказание до 20 лет лишения свободы.