Весеннее тепло вернуло на улицы Петербурга велосипеды и самокаты, а вместе с ними ожила острая дискуссия по поводу того, где этим средствам передвижения разрешено ездить. Велоинфраструктура в городе хромает на обе ноги, а электросамокаты вообще до сих пор не имеют понятного статуса. Между тем количество инцидентов с участием электросамокатов и велосипедов растёт. Появился даже специальный чат-бот для жалоб на лихачей.
Что об этом думаю я? Да всё то же, что и несколько лет назад.
– В последние годы по тротуарам Петербурга ходить небезопасно: того и гляди наедет велосипедист или самокатчик. Ныне, идя по пешеходной части, лучше резко не отклоняться от выбранного маршрута, надо идти прямо — из пункта А в пункт Б, как человечки из учебника, иначе можно угодить под колёса велосипеда. Причём, вовсе не обязательно управляемого «дрищеватым хипстерком» — велосипеды популярны и среди людей с избыточной массой тела. Но даже если на скорости 20 километров в час в тебя въедет девушка с бараньим весом, мало не покажется тоже: ушиб, а то перелом обеспечен.
К автохамам добавились велохамы и самокатохамы. Так, год назад на Невском проспекте команда «самокатчиков» избила моего хорошего знакомого Валерия Айрапетяна, врача и писателя, за сделанное замечание — они опасно лавировали между пешеходами. Подонки сломали Валерию три ребра.
Если раньше на самокатах или велосипедах передвигались модники, те, кого принято называть хипстерами, то в пандемию армия велосипедистов пополнилась развозчиками пищи, и теперь по тротуарам ходить надо осторожно не только с мая по октябрь, но и зимой, круглогодично. Если до недавнего времени критиковать велосипедистов было моветоном в «приличной среде». Передвижение на велосипеде подавалось как знак приверженности европейским ценностям, как признак «продвинутости», современности. Сегодня многие «приличные люди» успели побывать в роли жертв вело-и самокатонаездов. И даже они ропщут.
Я понимаю: в России на велосипедах, а тем более на самокатах, ездить по проезжей части страшно, учитывая состояние дорог, а главное — умов водителей машин. Но это не причина гонять на велосипедах по тротуарам, а стимул для борьбы за превращение Петербурга в современный город Северной Европы. В Стокгольме, Копенгагене, Амстердаме погода ненамного лучше петербургской, мостов через реки и каналы в них тоже достаточно, но тем не менее в них созданы все условия для велосипедного движения. Никто никого не давит. Нынешнее же состояние велосети в Петербурге удручающее. Мы живём в такой стране, где чтобы чего-нибудь добиться, власть нужно теребить. Иначе — жди у моря погоды.
Я вообще сторонник вытеснения автотранспорта из центра Петербурга. Тот же Невский проспект надо отдать велосипедистам и трамваям (напомню, что на Невском проспекте трамваи ходили до 1951 года). Современный трамвай — бесшумный транспорт, очень вместительный, экологичный. Меня поразило, как тихо ездят трамваи в Реймсе, Клермон-Ферране. Следует закрыть для автотранспорта набережные петербургских рек и каналов. Те, чьи окна выходят на набережные рек, особенно, на Фонтанке, устают очищать своё жильё от копоти. Учитывая, что в связи с санкциями качество нашего автотранспорта упадёт, то копоти будет больше, а значит, и здоровье жителей центра Петербурга ухудшится.
Санкции подвигают нас на новые транспортные решения. Приоритет следует отдавать разным видам общественного транспорта, прежде всего экологически чистого. А личным транспортом должен быть велосипед или самокат. Понятно, что не все люди по состоянию здоровья способны передвигаться на велосипеде или самокате. Значит, надо ввести велотакси. Да и в конце концов почему бы не вернуть старый и добрый гужевой транспорт? Можно ездить на тройках с бубенцами. И не только на тройках, и не обязательно с бубенцами. И лучше иногда чувствовать запах навоза, нежели дышать выхлопными газами.