Впервые в России вышла книга на русском языке о сирийских курдах
Анастасия ПИЩУГИНА
На шестой год сирийской гражданской войны в России, наконец, вышло сверхактуальное издание о сирийских курдах «Курдистан. Реальная демократия в условиях войны и блокады» (издательство «Радикальная теория и практика»). Три автора — экоактивист-курд Эркан Айбога, немецкие учёные — этнолог Аня Флах и историк Михаэль Кнапп — рассказали, как курды в условиях хаоса отважились на самый радикальный для феодального Ближнего Востока и неолиберального мира социальный эксперимент.
Не поддержав ни режим Асада, ни исламистов, ни умеренную оппозицию, курды пошли «третьим путём», начав строительство демократической автономии Рожавы на севере Сирии в составе «недемократичной» арабской республики.
Теперь они по заветам Апо* на практике создают систему самоуправляемой низовой демократии, пытаются построить кооперативную экономику и, не скатившись в курдский национализм, учесть интересы всех этно-религиозных групп, населяющих регион. Каждому вопросу посвящена отдельная глава.
Авторы застали настоящую революцию, и репортажи с места событий полны восторженных впечатлений, в первую очередь — от эмансипирующегося общества. Женщины уходят в революцию…
Материал этот был собран в ходе месячной поездки авторов в один из трёх самоуправляемых кантонов автономии — Джазиру — которая состоялась ещё в мае 2014 года, поэтому примем во внимание, что все описанное авторами — лишь снимок ситуации двухгодичной давности, не претендующий на абсолютную беспристрастность. А ряд событий в регионе, в том числе и военная поддержка Рожавы США (или вмешательство в дела Рожавы), не могла не сказаться на радикальности изменений, происходящих в кантонах.
Тем не менее на тот момент авторы застали настоящую революцию, и репортажи с места событий полны восторженных впечатлений, в первую очередь — от эмансипирующегося общества. Женщины уходят в революцию. Их всё больше — в школах, муниципальных учреждениях, сельском хозяйстве. Занимаются они и общественной работой, идут в ополчение. В советах и судах начинает действовать принцип двойного лидерства — руководство отныне поручают двум людям, один из которых — женщина. Но и тут не всё гладко: женщина сталкивается с давлением в семье, патриархальным мышлением своих мужчин, привыкших доминировать во всех сферах.
Глава, посвящённая женщинам, одна из самых живых и, вероятно, является наиболее волнующей авторов темой. Но на фоне «жён игила» и даже турецких курдиянок положение женщины в Рожаве действительно одно из самых прогрессивных в регионе.
В советах и судах начинает действовать принцип двойного лидерства — руководство отныне поручают двум людям, один из которых — женщина.
Раскрываются в издании также вопросы организации здравоохранения, образования в условиях эмбарго и дефицита. Пишут о независимой судебной системе, основой которой стали комитеты мира и согласия, действующие на уровне совета района. Рассказывают и о системе народной самообороны, благодаря которой жители Рожавы не только отстояли свою территорию, но и оказались одними из самых боеспособных в войне с «Исламским государство» (террористическая организация, запрещенная в России). В образовании главным прорывом стало открытое изучение курдского языка (необязательное), литературы, истории, наряду с арабским языком и культурой. В районах, населённых ассирийцами, началось преподавание арамейского. Организовано продлённое образование: учитель с учениками помимо учебы совместно занимаются хозяйственными делами, проводят досуг.
Но, пожалуй, главное достоинство книги — всеохватность, энциклопедичность содержания. Это не просто снимок ситуации на май 2014 года, это собранный с немецкой дотошностью обширный фактологический материал по истории края с древнейших времён до наших дней. Особое внимание авторы уделили истории установления границы между Сирией и тогдашней османской Турцией, постколониальной эпохе, возникновению панарабизма, развитию курдско-арабских отношений.
На фоне «жён игила» и даже турецких курдиянок положение женщины в Рожаве действительно одно из самых прогрессивных в регионе.
Проанализирован и неолиберальный курс социально-экономической политики Башара Асада, приведшей в конечном счёте к восстанию 2011 года, а в дальнейшем — и к гражданской войне. Как происходила милитаризация и исламизация восстания, какую роль сыграли внешние силы, как курдские организации фактически бескровно взяли под свой контроль север Сирии, вдохновляющая история Алеппской коммуны (курдский район в Алеппо) — словом, все те темы, на которых так легко спекулировать российским медиа, за неимением каких бы то ни было достоверных сведений о происходящем в регионе. Подробно описаны и основные этнические группы, населяющие север страны.
Читать о сирийских курдах необходимо всем. Чем бы он не закончился этот новейший социальный эксперимент, он войдёт в историю, чтобы оказаться в том же ряду, что и Парижская коммуна.
Примечания:
* Абдулла Оджалан, курдский политический и военный деятель, теоретик демократического конфедерализма.
Читайте также на эту тему:
Илья ПОЛОНСКИЙ. Под красным знаменем против Эрдогана и ИГ
Бермал ЧИКМЕТ: «Исламисты боятся быть убитыми женщинами»
Игаль ЛЕВИН: «Курды стоят насмерть, как античные греки перед ордами персов»