Александр ШАРОВ
У мартовской президентской избирательной кампании оказалось затяжное эхо в виде череды региональных выборов. Неожиданно проснувшийся у населения в декабре прошлого года вкус к политике превратил выборы мэров провинциальных городов в полноценное политическое противостояние. Впервые за долгие годы путинской стабильности накал страстей здесь не только не уступал, но во много раз превосходил накал страстей на выборах федерального уровня.
Долгое эхо президентских выборов
Сам факт того, что значительная часть населения нашей страны изрядно утомилась властью местных гарантов стабильности, ставит под вопрос наличие того самого «путинского большинства», угрюмо смотрящего с внешней стороны МКАДана протестующий «креативный класс» Москвы. Возможно, проблема высокого результата Путина связана с тем, что о его существовании жители российской провинции узнают в основном из телевизора, а не стоя в пробках во время проезда его кортежа по улицам столицы. Зато своих местных путиных костерят на чём свет стоит, получив очередной подросший счёт за квартиру и электричество. Портя свои машины на дорогах, езда по которым напоминает езду по стиральной доске. Обнаруживая беспомощность коммунальных служб перед снегопадом и гололёдом зимой.
Однако даже самому долгому терпению однажды приходит конец. Это ощутили на своей шкуре «единоросы» Ярославля. Их ставленник местный олигарх Яков Якушев уступил оппозиционному кандидату в мэры Евгению Урлашову в первом туре 10%, а во втором – все 40%. Официальный итог выборов в этом верхневолжском городе ещё не подведён, но пристальное внимание СМИ (российских и зарубежных), сотни наблюдателей, приехавших контролировать честность проведения второго тура, и общая близость к столице сделали невозможным использование административного ресурса и обрекли кандидата от партии власти на позорный проигрыш.
Впрочем, как отмечал один из «легальных марксистов» начала прошлого века, чем дальше в Сибирь, тем хуже отечественная буржуазия. Сейчас эта характеристика вполне относится и к чиновникам. Ярким примером пред- и поствыборной азиатчины и держимордства стал в этот раз не далёкий заснеженный сибирский городок, а родина арбузов и вечно зелёных помидоров — Астрахань.
На пути в никуда?
Причина массового недовольства жителей провинциальных городов кроется не просто в усталости от одних и тех же лиц, из пятилетки в пятилетку занимающих одни и те же кабинеты. Недовольство возникает тогда, когда эти люди выдают свои корыстные интересы за интересы всех жителей. Астрахань в этом случае мало отличается от прочих городов Поволжья. В соответствии с принятыми правилами игры,астраханское руководство заботилось не столько о будущем города, сколько о будущем своём. Забота эта проявлялась стандартным образом. Принадлежащее городу ценное имущество постепенно пускалось с молотка, приватизировалосьс благой целью сделать работу и использование этого имущества более эффективным.
Однако эффективность проявлялась в основном в росте стоимости той или иной услуги, перешедшей в частные руки. Кроме того, чем меньше у города оставалось непроданного имущества и муниципальных предприятий, тем сложнее обстояли дела с бюджетом. Для залатываниядыр приходилось выставлять на продажу всё более и более социально значимое объекты. Ведь стоимость тех или иных муниципальных предприятий далеко не целиком поступала в городскую казну,и денег на покрытие дефицита бюджета не хватало. В конце концов, на продажу был выставлен «Водоканал». Приватизация и переход в частные руки этого предприятия открывает для его будущих владельцев поистине золотую жилу. Без воды, как известно, и не туды и не сюды, а тот, кто владеет «Водоканалом», определяет и стоимость потребляемой астраханцами на свои нужды живительной влаги. Пример приватизации Спецавтохозяйства– предприятия, ответственного за чистоту астраханских дорог, тротуаров и вывоз мусора– ясно указывает, что добра от этого «коммерческого решения» простым гражданам не видать.
Итог приватизации оказался предсказуем– вот как его резюмирует оппозиционный кандидат в мэры Олег Шеин: «Инвесторами, естественно, оказались три москвича и три местных чиновника. Инвесторы с увлечением подняли плату за вывоз мусора вдвое, построив за счёт граждан частный мусороперерабатывающий завод, и нарисовали на уличных контейнерах божьи коровки. В результате управление в сфере уборки улиц от снега и мусора оказалось потеряно. Сегодня осталось всего 15 единиц спецавтотехники, и полезность приватизационных фантазий мэрии может оценить любой автолюбитель и пешеход». С такими сомнительными достижениями на ниве городского коммунального хозяйства руководство Астрахани вышло на финишную прямую выборов мэра. Ситуация для городского руководства сложилась вдвойне неприятная, так какего противником выступил известный в городе и области человек — экс-депутат Государственной Думы от партии «Справедливая Россия» Олег Шеин.
Заноза для бюрократов
Не место красит человека, а человек — место. Эти слова вполне подходят к Олегу Васильевичу Шеину. В отличие от многих, просидевших не одну пару штанов в Думе и не оставивших в памяти избирателей никакого следа, он всегда выступал в интересах простых людей. Придя в Думу как кандидат, поддержанный самыми боевыми на тот момент профсоюзами, он активно боролся против изменений в Трудовом кодексе, серьёзно ограничивавших возможности свободных профсоюзов отстаивать свои права путём проведения забастовок. Будучи депутатом, он всегда выступал в поддержку попавших в беду социальных, профсоюзных и политических активистов. Не один милицейский чин принуждён был умерить свой служебный пыл, получив запрос из аппарата Думы за подписью депутата Шеина.
Много сил потратил Олег Васильевич и на борьбу с последствиями монетизации льгот и приватизации коммунального хозяйства. Именно этим он и привлекал астраханцев, столкнувшихся с произволом местных бонз, с коррупционными схемами создания ТСЖ и прочими проблемами. Выступал сторонником создания Непосредственного Управленияжильцов над их многоквартирными домами. Попавшие в беду жители Астрахани знали, что в городе есть человек, к которому они могут обратиться за помощью и который всегда готов им эту помощь оказать.
Естественно, что популярность Шеина была костью в горле для местных функционеров «Единой России», предпочитавших получать видимость народной поддержки, используя старый проверенный административный ресурс и методы из арсенала американских гангстеров и британских «гнилых местечек». Допустить избрание Шеина мэром города означало для чиновников астраханской администрации и их клиентов не только политическое, но и экономическое банкротство. Олег Васильевич не скрывал своих целей: «Проект «Украсть всё» будет закрыт. Другие проекты прежней администрации мне неизвестны».
Бандитские выборы
Если в конце бурных 90-х город на Неве получил статус «бандитской столицы» России, то сегодня центром политического бандитизма смело можно назвать Астрахань. Действительно,сложно считать, что все кандидаты на должность мэра находились в равных условиях. Внимание местных СМИ было полностью приковано только к одному кандидату — представителю партии власти Михаилу Столярову. Для местных телеканалов Олег Шеин словно перестал существовать ещёв 2005 году. Однако невнимание телевидения — это ещё не главная беда. Систематически уничтожались агитационные материалы Шеина, и речь идёт не только о листовках и газетах, но и о биллбордах, которые срезались автогеном. Сторонников оппозиционного кандидата встречали неизвестные молодые люди крепкого телосложения с битами, членам УИК предлагали написать заявления об увольнении с открытой датой, сами избирательные участки «нарезались» с таким расчётом, чтобы затруднить доступ горожан к избирательным участкам.
Но самым апофеозом беззакония стал непосредственно сам день выборов. Здесь были применены все известные методы фальсификаций. Камеры, установленные по велению Путина, отключались, как только начинался подсчёт голосов на выборах мэра. Наблюдателей от Шеина удаляли с участка под различными предлогами, их арестовывала полиция. Члены избирательных комиссий всячески препятствовали открытому подсчёту голосов. Фотография, где несколько немолодых женщин закрывают своими дряблыми филейными частями стол, на котором идёт подсчёт бюллетеней, вполне может стать символом «честных выборов» по-астрахански.
Живой журнал Олега Шеина за 4—5 марта напоминает не столько дневник, сколько прифронтовую сводку — подтасовки, манипуляции, ограничения прав наблюдателей в той или иной форме произошли на большинствеизбирательных участков. Итог столь наглых манипуляций был предсказуем. Победу «официально» одержал «единоросс» Михаил Столяров.
Всегда ли наглость — второе счастье?
Цинизм в отношении волеизъявления астраханцев, продемонстрированный «победителями», подробно задокументирован в десятках фотокопий протоколов, видеороликах, заявлениях, опубликованных в ЖЖ Олега Шеина. Это не одна и не две страницы просмотра, которые не оставляют никаких иллюзий в отношении того, что «жулики и воры» могут украсть чужие голоса, но не способны привлечь на свою сторону людей в честной борьбе. Портреты бесконечных «марьиван», ковавших победу «единороссу» Михаилу Столярову, а в свободное от выборных фальсификаций время продолжавших учить астраханских детей «доброте и честности»,— это ли не верх цинизма?
Нет ничего удивительного в том, что у таких воспитателей вырастают соответствующие воспитанники. Речь идёт о работниках астраханского облизбиркома. 15 марта сторонники Олега Шеина попытались встретиться с главой этого учреждения господином Коровиным, чтобы обсудить с ним вопрос о фактах массовых фальсификаций на выборах городского мэра. Однако чиновник не пожелал общаться со сторонниками оппозиции и укрылся в своём кабинете, вызвав наряд полиции.Прибывшие сотрудники попытались силой выдворить сторонников Шеина на улицу, где находилась ещё одна группа поддержки Олега Васильевича. Этот случай наглядно демонстрирует, что сторонникам Шеина было заказано искать правду у местных чиновников, но и предать людей, поддержавших Олега Васильевича было нельзя.
Политическая голодовка!
Когда закон – что дышло, у простых людей не так много возможностей оказать давление на «жуликов и воров». Голодовка — одна из самых крайних мер. Люди, протестующие таким образом, как правило, поставлены в невыносимые условия и ради торжества своего дела готовы пожертвовать своими жизнями. 16 марта Олег Шеин отправил официальное письмо на имя президента, председателя правительства, генпрокурора, главы центризбиркома и министра внутренних дел,в котором потребовал «отменить итоги выборов депутатов Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» и итоги досрочных выборов главы муниципального образования «Город Астрахань»». К десяти первым участникам начали присоединяться новые люди. Прямая трансляция голодовки ведётся в интернете. Это позволило нарушить информационный вакуум, возникший вокруг астраханских выборов в местной прессе.
В поддержку требований голодающих выступил председатель Конфедерации труда России Борис Кравченко: «Олегом и его командой во время выборов был зафиксирован целый ряд противозаконных действий, фактов незаконной агитации, фактов, когда агитационные материалы нашего кандидата задерживались и изымались, просто кражи агитационных материалов, ― говорит Борис Кравченко. ― В этом смысле кампания по выборам мэра Астрахани весьма далека от идеала. Но больше всего нас возмутил официальный результат выборов, когда после «подсчёта» голосов у кандидата от партии власти Столярова оказалось на 30% больше голосов, чем у Шеина. Мы считаем, что в данном случае имели место фальсификации. Мы считаем, что Шеин и его команда зафиксировали серьёзнейшие нарушения, которые ставят законность этих выборов под большой вопрос». Не остался в стороне от происходящего и лидер «Справедливой России» Сергей Миронов – в своём «Твиттере» он, в частности, написал: «По фальсификациям на выборах мэра Астрахани 16.03 направил своё обращение и документы от Олега Шеина Президенту Д.А. Медведеву».
Чем дольше шла голодовка, тем больший размах приобретал скандал вокруг выборов мэра Астрахани. Стали появляться материалы в федеральных СМИ, известные и не очень люди высказывались по поводу политической голодовки, которую ведут Олег Шеин и его товарищи. Однако дороже любой известности в СМИ была поддержка, полученная от самих астраханцев, которые регулярно проводят митинги, пикеты и встречи в знак солидарности с голодающими.
Не отступать!
На момент написания этой статьи идёт уже 20-й день политической голодовки. Количество её участников возросло вдвое, и они не намерены сдаваться. Ежедневно в «Живом журнале» Олега Шеина публикуется отчёт о состоянии здоровья участников, и читать его по-настоящему страшно: «Пульс 88, давление 122/81. Вес — 68 кг, то есть на 9 кг меньше, чем на старте голодовки. Светлана Лежнева — 11 кг, Елена Гребенюк — 4,5 кг, Дмитрий Волков — 10 кг, Сергей Кожанов — 9 кг, Хамза Исмуханов— 7 кг, Александр Винников — 6 кг, Евгений Букрымов— 5 кг, Людмила Захарова — 5 кг, Владимир Прошунин — 8 кг, Михаил Анисенко— 7 кг».
Сможет ли эта горстка храбрецов, рискующих своей жизнью ради правды, остановить бездушную бюрократическую машину, способную только обманывать и красть? Способны ли они воодушевить свои примером других астраханцев? Спросим об этом самого Олега Шеина: «Наша главная задача — проведение новых выборов мэра; мы будем добиваться этого и до тех пор не прекратим голодовку. Есть выбывшие по состоянию здоровья, но есть много людей, готовых нам помочь и присоединиться к голодовке. Настроение у нас оптимистическое. На недавнем митинге мы услышали много слов поддержки со стороны простых астраханцев. Я уверен, что победа в борьбе с произволом будет за нами».