«Нам нужна современная и компактная армия, где служат профессиональные офицеры и хорошо подготовленные солдаты!» — заявил президент Дмитрий Медведев на встрече с участниками сбора командиров соединений Вооруженных Сил РФ. Верховный главнокомандующий подчеркнул, что нельзя «заставлять служить тех, кто служить сейчас не готов». Впрочем, слова президента пока относятся не к солдатам, а только к офицерам.
А вот улучшение материального положения Медведев пообещал всем. По его словам, базовое денежное содержание военных с 2011 года должно увеличиться втрое. Что должно привлечь к службе не только россиян, но и контрактников-иностранцев, которым тоже будет разрешено вступать в ряды российских Вооруженных сил.
Напомним, что 5 марта на заседании коллегии министерства обороны России, на котором присутствовал верховный главнокомандующий Дмитрий Медведев, министр обороны Анатолий Сердюков, докладывая о ходе военной реформы, сообщил, что часть реформы, которая связана с сокращением армии, идет с опережением. «Мы должны были выйти на численность армии в 1 миллион к 2016 году. Но поджав все свои ресурсы, мы на нее вышли в 2009 году», – заявил Сердюков. Глава военного ведомства сообщил, что этот процесс будет неуклонно продолжаться: из 355 тысяч офицеров необходимо оставить 150 тысяч. «То есть у нас 200 тысяч человек, которые в новом облике не находят своего применения», − пояснил он.
Уволенные офицеры, по замыслу Сердюкова, будут заменены сержантами. «В прошлом году, в декабре мы открыли на базе Рязанского воздушно-десантного училища курсы сержантов. Туда набираем ребят, которые прошли уже в обязательном порядке срочную службу, осознанно пришедших к нам и выбравших профессию именно военного. Мы будем их учить в течение 2,5 лет, дадим им среднее специальное образование, помимо воинской специальности, и только после этого будем брать их на службу. Причем будет достаточно серьезная система стимулирования денежного довольствия. Полагаем, что нам этот эксперимент удастся», – рассказал Сердюков.
Ход и содержание военной реформы Артель аналитиков обсудила со специалистами.
Александр Гольц, заместитель главного редактора «Ежедневного журнала», военный эксперт: «Со всеми нововведениями президента полностью согласен!»
— По сути дела, увеличение денежного содержания офицеров и контрактников — это не вчерашняя новость, об этом говорилось уже весь последний год. Дело в том, что в последнее время появились многочисленные слухи, что из-за финансовых трудностей Российское правительство не сможет выполнить обещание втрое поднять с 1 января 1012 года жалованье военным. И очень важно, что президент пресек эти слухи, сказав, что при всех условиях жалованье будет увеличено.
Что касается вопроса о том, что не будут удерживать на службе против желания, то это очень важный момент, потому что в последнее время военная реформа Анатолия Сердюкова подвергается многочисленным нападкам. Одна из главных претензий, ему предъявляемых (и это правда!): он умножил количество офицеров в армии. Но в последние 2 года уволено около 185 000 человек, практически две трети офицерского корпуса Российской армии было уволено или выведено за штат! Это произошло потому что армия представляла собой странную структуру, где на одного офицера приходилось 2-3 солдата. Чтобы объяснить, почему так получилось, мне пришлось бы прочесть часовую лекцию. В силу разных причин в Российской армии образовалось суперизбыточное количество офицеров. И вот Сердюков довольно жестко стал их увольнять, его же стали обвинять в том, что он разрушает армию. Раз в полгода у нас начинают появляться слухи о том, что Сердюкова увольняют. И поэтому особенно важно, что сейчас Сердюкова поддержал президент.
И последнее. Я не помню, чтобы президент говорил о принятии в армию солдат-граждан других государств, это просто сегодня на сайте Минобороны появился такой законопроект. Но здесь все очень просто. По-моему, с 2003 года граждане иностранных государств могут служить в наших вооруженных силах, но Министерство обороны, которое никогда не было заинтересовано в контрактниках, приняло такое количество подзаконных инструкций, которые выхолостили саму идею. Поэтому у нас сейчас иностранцев в армии 300 человек, и я не вижу никаких оснований, чтобы их стало больше.
А со всеми нововведениями, озвученными президентом я полностью согласен.
Владимир Евсеев, директор Центра общественно-политических исследований, кандидат военных наук: «У нас иногда принимают правильные решения, но чаще всего их так организуют, что лучше бы вообще их не принимали…»
— Меня в обсуждении армейской реформы на этой неделе особенно заинтересовали несколько тем, первая из которых – контрактники-иностранцы. Эта тема давно обсуждается, однако все попытки привлечь значительное количество контрактников–солдат не привела к серьезному успеху. Набор, осуществляемый из стран СНГ, составляет буквально единицы, не удалось набрать даже тысячи человек. Вполне возможно, причиной этому был нерешенный до конца вопрос о гражданстве и, самое главное, что сейчас заработная плата солдат и матросов крайне мала. При таких условиях, наверное, можно привлечь гражданское население, но оплата все-таки должна соответствовать среднему уровню, потому что сейчас она ниже среднего.
Что касается намерения президента втрое увеличить денежное содержание военных, то надо подходить очень аккуратно к любым вот таким заявлениям, даже президента. Потому, что не понятно об увеличении чего именно идет речь. Грубо говоря, если, например, офицер сейчас получает 13000 рублей, а будет получать 36000 рублей – вот это, я понимаю, увеличение в три раза. Но у нас часто в этом отношении лукавят, говорят, увеличение во много раз, а на самом деле не увеличивают всю зарплату, а увеличивают какую-то незначительную часть ее. Это первое. Во-вторых, за какой период будет происходить увеличение? Это может быть разово или растянуто по времени. Третье, что меня очень волнует, а будет ли это сказываться на пенсии военных или нет? Я, как военный пенсионер, подполковник запаса, получаю сейчас 5500 рублей пенсии, отслужив 20 лет в вооруженных силах. Меня, например, волнует, будут ли тут изменения, или как раньше, когда зарплата увеличивалась, а пенсионерам оставлялась та же мизерная пенсия?
Если говорить о том, что действительно нужно делать, то на мой взгляд, прежде всего надо пересмотреть вопрос с премированием. Есть такие премии, которые даются от имени президента на целый год, и они существенно превышают денежное довольствие. Сейчас их дают только офицерам, только в частях постоянной готовности и не всем. Я считаю это не правильным! Особенно, когда такая премия в несколько раз превышает зарплату. Это создает лишние трения в воинских коллективах, конфликты. Не может быть премия в 4 раза больше зарплаты! Нужно поднимать зарплату, но поднимать зарплату нужно всем военным, а не выборочно. Сейчас, например, в частях постоянной готовности офицер может получать в 10 раз больше, чем сержант-контрактник, это тоже неправильно. И солдат, и сержант-контрактник при таком раскладе служить не будут. То есть, я считаю, что нужно поднимать зарплату всем, и тогда набор контрактников из других стран будет лучше решаться, потому что у них зарплата будет средней по стране, то есть в пределах 14000-15000 рублей. Сейчас же солдат и матрос-контрактник столько не получают.
Также болезненный вопрос – обеспечение жильем.
Тут правительство еще не выполнило старых обязательств. И еще один важный момент – жилье военнослужащим, я считаю, должно предоставляться по месту прохождения службы. Если офицер, скажем, служит в Москве, а ему жилье предоставляется …в Чехове (дальнем Подмосковье), это правильно или нет? Я считаю, что это неправильно. Поэтому получатся, что формально вроде жилье строят, а реально очередь среди военных не двигается.
Но в первую очередь надо обеспечить жильем тех, кто находится за штатом, а их достаточно много, больше 30000 человек. Они получают деньги какие-то, но не служат; а их вывели за штат, потому что в свое время не обеспечили жильем.
Вот в этом плане у нас очень большие проблемы. Принимая правильные решения, у нас, к сожалению, часто их организуют так, что лучше бы и не делали. Из-за этого создается лишнее напряжение, в уже напряженном воинском коллективе. Это озлобляет всех, и офицеров, и солдат. На мой взгляд, армейская реформа на сегодня остается не до конца продуманной.
Элла Полякова, председатель правозащитной организации Солдатские матери Санкт-Петербурга: «Страдания молодых солдат продолжатся…»
— Очень много правильного было сказано президентом, но с другой стороны, это в основном, все забота об офицерах. А вот о том, что сегодняшним призывникам надо дожить до 2011 или какого-то еще года, когда, наконец, появятся контрактники, об этом ничего не сказано. То есть страдания сегодняшних молодых солдат продолжатся.
Хорошо, что офицерам, ветеранам повышают гарантии, зарплату, а вот то, что при этом мы не заботимся о военнослужащих по призыву, это плохо и опасно. Учитывая беспорядок, который существует сегодня в воинских частях, от мысли о контрактниках из-за границы, допустим из Средней Азии, как-то жутковато становится. Поэтому, мне кажется, что это сырой еще вопрос, к этому надо еще подойти, надо начинать с добровольности, без принуждения. А не как сейчас: прибегают студенты, жалуются, что вызывают их в деканат, а оттуда сразу забирают в армию.
Вообще, я лично министру Сердюкову высказывала предложения по военной реформе от нашей организации. Прежде всего, это исключение коррупционного момента, чтобы сам военный билет не являлся предметом купли-продажи, как это происходит сейчас. Второе – урегулировать вопросы призыва, чтобы там Закон работал, а не «понятия». И, конечно, не допускать в армию инвалидов, тяжелобольных и нежелающих служить.
И, конечно, необходим жесткий контроль над порядком в войсках, чтобы люди там занимались боевой подготовкой, а не рабским трудом на командиров. И чтоб была повышенная ответственность командования за жизнь и достоинство людей, которые им доверены.