Референдум, назначенный на 5 июля, конечно же, не решит проблем Греции. Ждать резкого изменения ситуации в сторону позитива или ещё большего негатива не стоит. Громкие заявления о том, что на следующий день после голосования Греция и Европа проснуться в новой реальности — лишь сотрясение воздуха.
Да, положение страны очень серьёзное, но уже ясно, что ни греческое руководство, ни руководство ЕС, никаких радикальных действий, разрушающих мосты, в ближайшем будущем предпринимать не будут. Нынешний греческий лидер Алексис Ципрас — довольно яркий популист, во многом верно указывающий на причины экономического кризиса, но вовсе не революционер, ниспровергатель системы.
С другой стороны, Греция своеобразный ветеран Евросоюза — вступила в него ещё в 1981 году, то есть раньше Испании, Португалии, Австрии и большинства других участников. Экономика её слишком интегрирована в европейские структуры и сегодня совершенно не готова к самостоятельному плаванию.
В своё время экономически не слишком развитая Греция была принята в ЕС по целому ряду причин, имевших тогда принципиальное значение. Это и политическая борьба с очень сильным социалистическим влиянием в регионе, и плодоносная греческая почва с выходом к морю, и, безусловно, историософский фактор: Греция — родина европейской культуры и демократии.
В связи с расширением Евросоюза и изменением исторической ситуации, значение ряда факторов поубавилось, но дальновидный прагматизм из расчётов европейских политиков никуда не исчез. Хотя Евросоюз во всех отношениях переживает не лучшие времена, именно сейчас его лидеры будут держаться за единство. Ведь потеря даже одного участника создаст опасный прецедент для всей структуры. Так что, судя по всему, статус-кво после 5 июля не изменится каковы бы не были итоги голосования. При этом будущее, естественно, остаётся открытым.
Мне приходилось бывать в Греции ещё во времена её экономического расцвета. Как человек родом из южного приморского города, я прекрасно понимаю общую «летнюю» расслабленность, тем более при наличии постоянно поступающих денег. Ничего удивительного в том, что греки «расслабились» нет. Однако, наряду с этим состоянием, в южных городах и странах обычно кипит бурная экономическая, трудовая жизнь, принимающая самые разные формы. Кипела она и в Греции, несмотря на видимость праздности. Думаю, эта особенность не даст совсем потонуть грекам, какие-бы ещё сюрпризы не преподнесли им последствия глобализации.