Все, кто утверждают, что Третья мировая война невозможна, поскольку она приведёт к гибели человечества, совершенно упускают из виду, что новая бойня вовсе не обязательно должна повторять форму предыдущих. То есть разворачиваться в виде столкновения военно-политических блоков, одновременно ведущих боевые действия в разных местах планеты. Подобная война в условиях глобализации, скорее всего, действительно невозможна.
Несмотря на информационные войны, среди так называемых великих держав отсутствуют идеологически противоречащие друг другу проекты мироустройства. Более того, информационные войны с их бесконечными фальсификациями как раз и являются следствием отсутствия таких проектов. При отсутствии же мощных мобилизационных идей формирование геополитических блоков крайне затруднительно.
Не будем забывать и про пока ещё сдерживающий фактор ядерного оружия. Разрекламированный конфликт цивилизаций (Запад-Восток) на полномасштабном военном уровне также слабо представим в силу подавляющего технологического преимущества Запада и раздробленности Востока. К тому же, система международных отношений прочно оплетена финансовой и медийной паутиной.
Однако возможны и уже фактически реализуются иные варианты развития драматических событий, связанные именно с условиями глобализации. Дело в том, что региональные конфликты, которые ранее так бы и оставались региональными, теперь влияют на состояние всей системы международных отношений.
Характерные актуальные примеры: украинский конфликт и война в Сирии. Конечно, в события вовлекается не сразу весь мир, а великие державы и государства, пограничные с территориями конфликтов. Но посмотрите, какое количество акторов уже вовлечено в сирийские и украинские войны! Добавьте ещё всевозможных добровольцев и наёмников, беженцев наконец. Где Украина, а где Сирия, но через общих участников конфликта между ними возникает мост.
Судя по нарастающему напряжению международной ситуации и взаимосвязанности внутри системы, следует ожидать появления и других горячих точек. Разбросаны они будут по всему миру и на первый взгляд не иметь общих причин возникновения. Тем не менее, глобализация системы сделает их частью единого процесса.
Вероятнее всего, Третья мировая война будет развиваться как нарастание числа региональных конфликтов. В одних местах они будут временно затухать, в других вспыхивать, и такое состояние тления и пожаров может продолжаться очень долго. Не исключено и локальное применение ядерного оружия. Висящее на стене ружьё когда-нибудь обязательно должно выстрелить. При этом силы, обладающие средствами массового уничтожения, будут стараться избежать действительно глобальных столкновений и тем более полноценной ядерной войны. Слишком велики и невосполнимы окажутся потери. Впрочем, инстинкт разрушения у человечества очень силён.
Если Первая и Вторая мировые войны во всех смыслах велись в определённых границах, то Третья мировая таких границ иметь не будет. Вместе с тем, каждая горячая точка станет частью борьбы за переформатирование мира.
Я подчёркиваю: именно переформатирования, а не передела. Никаких новых Версальских договоров и Ялтинских конференций по её итогам ожидать не стоит. Всё это позавчерашний день. В ходе Третьей мировой радикально изменится сам формат международных отношений. Национальные государства, в том числе великие державы, утратят своё прежнее значение. Главная роль окончательно перейдёт к наднациональным структурам. Ползучая Третья мировая война станет и ползучим переворотом миропорядка. В политическом, социальном, экономическом и даже антропологическом смысле.
Новая мировая война не будет иметь определённого дня начала и точного дня конца. Можно сказать, что она уже идёт, а можно всё время продолжать отрицать её на основании отсутствия формальных признаков «классической» мировой войны. Перед нами ведь разворачивается не просто театр боевых действий, а переходный этап в истории цивилизации, растянутый во времени.
Другие тексты автора:
«Современностью» оказывается то, что навязано нам извне
Буржуазные установки намного ближе к женскому началу
У апологетов капитализма и марксистов одно направление мышления