21 января 1870 года — день смерти Александра Ивановича Герцена, уникального в своём роде русского общественного деятеля, мыслителя и писателя. Сегодня он, как и полтора века назад, личность крайне неудобная для всевозможных профессиональных русских и апологетов государственничества.
Герцен был страстным патриотом русского народа, но при этом не менее страстным противником российского империализма и самодержавия. Его поддержка польского восстания 1863 года вызвала гнев не только у реакционеров, но и у записных либералов. Великодержавный шовинизм — болезнь, традиционно свойственная у нас далеко не только сторонникам офизиоза. «Освобождение Польши есть половина освобождения России» — писал Герцен. Очень современно звучащие слова, если соотнести их с событиями в Украине.
Вместе с тем Герцен был одним из первых русских интеллигентов-демократов, преодолевшим иллюзии относительно Запада. Его критика западной буржуазности и выхолощенности в целом совпадала с критикой развёрнутой самими западными интеллектуалами, но в чём-то и опережала своё время.
После антизападной критикой Герцена могли пользоваться как правые, так и левые. Не примыкая к славянофилам, Герцен верил в возможность славянской федерации, понимаемой им как свободный союз равноправных государств. Широко известно его увлечение крестьянской общиной, рассматриваемой как основа для построения в России справедливого общества.
Конечно, с высоты сегодняшнего дня можно сказать, что многие идеи Герцена не оправдали себя, но это как раз тот случай, когда даже ошибки оказываются интеллектуально плодотворными. Залогом этого, прежде всего, является интеллектуальная честность, а ею Герцен, бесспорно, обладал в полной мере. Его русский патриотизм прямо противоположен имперскому шовинизму и ханжеству. Основная идея этого патриотизма — борьба за справедливость, а не за передел мира и господство над другими народами. Остро не хватает сегодня в России продолжателей традиции Герцена.