Как я понимаю социал-демократию? Как обеспечение (при сохранении рыночной экономики) четырёх неотъемлемых прав каждого гражданина вне зависимости от его эффективности, полезности, занятости и т.п. Это право на еду, на жильё, на образование (любого нужного гражданину уровня) и на медицину и лекарства (опять же любого необходимого уровня).
Если государство обеспечивает гражданину эти четыре права, то есть в обществе нет бездомных, недокормленных, отрезанных от лекарств и врачебной помощи, а также каждый сам отвечает за полученный им уровень и тип образования, то дальнейший успех такого гражданина в классовом капиталистическом обществе, действительно, в очень высокой степени зависит от желаний и усилий самого этого гражданина, а не от системы, классового происхождения, социального фатума, проклятия поколений, воспроизводящих невежество и холопство и т. п.
Достаточен ли технологический уровень производства для обеспечения всем гражданам этих четырёх прав? Если да, то дело только в политическом решении, сопротивляться которому до последнего будет правящий класс, элитарное меньшинство, главной привилегией которого является сконцентрированный капитал, доступ ко всем ресурсам.
Начиная с середины XX века многим известным людям регулярно кажется, что нужный для полного обеспечения четырёх прав технологический уровень уже достигнут. В 1960-х так думали Герберт Маркузе, Пол Гудман, Эрих Фромм (они имели в виду прежде всего американское общество); в 1970-х так считала Анджела Дэвис, выдвинувшая свою кандидатуру в президенты США от «Чёрных Пантер» и коммунистов; в 1980-х так не думал никто, настолько сильной оказалась контратака неолибералов времён тэтчеризма и рейганомики.
Но в 1990-х так снова стало казаться известному экономисту Джозефу Стиглицу (опять же насчёт США), теоретику хакеров Пекка Химанену (насчёт Северной и Центральной Европы). В новом веке эта идея вернулась в том числе и в виде «безусловного базового дохода», и сейчас самые разные люди — от антрополога Дэвида Гребера до экономиста Джона Куиггина — считают, что всё, кроме политической системы, готово для перехода к полному обеспечению четырёх прав.
Против их мнения не работает «железный аргумент»: «А как вообще можно обеспечить эти четыре права, если людей на планете всё больше становится?». Рост населения и рост занятости в производстве сопоставимы, плюс общая производительность труда за полвека выросла в разы. Как не роботает и второй «железный аргумент»: «Но ведь тогда же никто работать не захочет?». Ни один социальный эксперимент, моделировавший подобную ситуацию, не подтверждает этого и всегда очевидна связь между уровнем образования людей и их желанием приносить пользу обществу, зарабатывая несмотря на четыре главные социальные гарантии.