Алексей БАРАНОВСКИЙ. Человек — это животное, можно ли с этим что-то сделать?

Быть котозащитником легко. Алексей Барановский подарил новый бактерицидный рециркулятор и сменные лампы для двух старых приборов в кошачий приют. Фото с его страницы в в «Фэйсбуке»

Летом, в самый солнцепёк, я несколько недель жил в деревне. Однажды ночью (кажется, это была пятница или суббота) под моим окном сладкое марево стрекотни сверчков оборвал истошный крик соседского кота. Любимец округи, он каждое утро провожал гусей на озеро и собирал молочную дань в коровнике неподалёку. Визг кота был похож на мартовские завывания, сопровождающие брачные игры у кошачьих, которые, однако, случаются не только в календарную весну, но и в течении всего тёплого времени года. Поэтому я не придал этому особого значения, перевернувшись на другой бок.

А на следующий день кот приполз на соседский двор с перебитым хребтом и сломанными лапами. «Пришёл умирать домой», — плакала соседка. Этот разбудивший меня ночной крик убиваемого кота мне потом ещё долго снился… Причём людей я не слышал, но они были. Видимо, просто шли мимо пьяные и решили покуражиться над беззащитным животным. Зачем? Как с этим можно жить? Как вас, скотов, вообще земля носит? Вопросы, которые тогда вертелись у меня в голове долгое время, и вот теперь они снова в ней, когда я пишу эти строки.  

***

Мне особо не хочется приводить конкретику, чтобы не смаковать лишний раз сцены насилия, но каждый месяц СМИ приносят истории по живодёров. Одна отвратительнее другой. Котенком играли в бейсбол, собаку вешали во дворе, милиционер пнул бродячего кота на улице (и был уволен, попав на камеры наблюдения) — и так далее, и тому подобное. Сообщения идут конвейером, и не потому что это инспирированная кем-то кампания (в равной мере живодёрские проявления фиксируются и в России, и в Украине, и в Беларуси, и в дальнем зарубежье), а потому что фото-видео камеры теперь в руках у каждого человека с телефоном — и мучения животных чаще стали фиксироваться свидетелями. Да, впрочем, и сами садисты с завидным удовольствием снимают свои «подвиги» на видео, чтобы потом выложить в соцсети.

Выходя из дома — всегда берите с собой пакетик с кормом для бродячего котика!

Нет, насилия по отношению к животным не стало больше, чем было допустим 100 лет назад (я тут недавно был в Госархиве Смоленской области и листал материалы о Смоленском отделе Общества покровительства животным за 1902-1906 годы). Но страшно то, что с тех пор его не стало меньше! Хотя, казалось бы, человеческая цивилизация за целый век должна была продвинуться далеко вперёд… 

Вот почитайте документы, которые иллюстрируют, так сказать, природоохранные реалии дореволюционной России. И ответьте на вопрос: много ли изменилось в нашем обществе с тех пор?

Впрочем, когда я сам читаю критическую статью на любую тематику, я всё время про себя твержу: «Что всё плохо — я и сам знаю, делать то что?» Вот и хотелось бы поразмышлять над вопросом «Что делать?».

Не оставляйте животных на зиму на даче — они погибнут от холода и голода и это будет на вашей совести. Забирайте в город и своих, и чужих! Дайте им шанс выжить!

Движение зооволонтёров, зоозащитников ширится. На примере Украины видно, что «зелёные силы» становятся важным элементом общественной палитры и начинают вклиниваться в политическую повестку дня, то проводя многотысячные марши в защиту прав животных, то требуя от чиновников запрета охоты на лосей, то добиваясь посадки за решётку одиозных догхантеров и т.д. В России активно развиваются кошачье-собачьи приюты и иная котоориентированная деятельность, конечными выгодополучателями которой становятся бездомные животные.

С другой стороны, не лучшие времена переживает флагман российского зоодвижения центр «Вита», подвергающийся нападкам со стороны разного рода провокаторов. Но положение «зелёных» в России в этом смысле ничуть не отличается от положения любых других независимых общественных сил в стране. Речь, однако, не об этом. А о том, что зооволонтёров и зоозащитников нужно больше! Бессмысленно ждать, когда в России (или Беларуси, или где ещё) создадутся благоприятные общественно-политические условия для развития гражданских инициатив.

Бездомный котик хочет кушать уже сегодня — возьми с собой пакетик к кормом, каждый раз выходя из дома! Брошенные коты замерзнут на даче уже в эту зиму, если вы не заберёте их с собой в город! Просто не проходите мимо тех, кому нужна Ваша помощь. Остановите насилие, если жестокие дети или пьяное быдло творят насилие над беззащитными зверушками. Безумные ЖЭКи замуровывают подвалы? Ломайте решетки, режьте сетки, освобождайте проходы в подвалы в зиму (присоединяйтесь к этой группе)! Не думайте, что в вашем районе этим займётся кто-то другой: не займетесь вы — не займется никто! Будь зооволонтёром уже сегодня! Корми бездомных котов прямо сейчас! Пристраивайте бродячих животных по квартирам, помогайте зооприютам, не отворачивайтесь и не проходите мимо… 

Особая ответственность, социальная, если хотите, лежит на «ЛОМах» (лидерах общественного мнения) — журналистах, музыкантах и прочих публичных персонах. Когда Шнур призывает питерцев брать домой бродячих животных — это просто мега-круто, и это хорошо всем: и котикам, которые находят дома, и Шнуру, который получает позитивный пиар и наш дружеский респект. Короче, артист, художник, журналист — будь как Шнур! Помогай пристройству бездомных животных! И покажи пример, дай денег приюту на покупку корма и лекарств!

Ещё в 2000-м году Архиерейским собором Русской православной церкви (МП) были утверждены Основы социальной концепции РПЦ, в которых было сказано немало правильных слов на тему «Церковь и проблемы экологии». И действительно, Церковь имеет большое влияние на повседневную жизнь колоссального числа людей, поэтому говорите с иерархами о жестокости людей по отношению к братьям нашим меньшим, просите их поднимать эту проблему в СМИ и проповедях, нужно использовать этот канал коммуникации с обществом для «умягчения злых сердец». Не имеет значения православный вы, католик, протестант, униат, иудей или мусульманин — священнослужитель любой веры подойдёт для того чтобы сеять гуманность по отношению к животным. Я привел пример РПЦ лишь потому, что проблемы природоохраны записаны у них в официальном программном документе… Богослов, духовный чин, клирик, пастор, будь добр к творениям Бога, призывай паству к гуманному отношению к животным!

Наконец, последнее. Конечно, доброе отношение к зверушкам формируется в человеке в детстве. Как совершенно справедливо говорит в своей речи 2 мая 1904 года смоленский зоозащитник Николай Мухин (см. ссылку на исторический документ выше), взрослый человек даже если его справедливо накажут (рублём или тюрьмой) за жестокое отношение к животному — не всегда правильно поймёт, за что его наказали. Поэтому воспитывать в маленьком человечке не животное, но Человека нужно с ранних лет, и в семье, и в школе. Что делать тут, конечно, понятно, но лишний раз проговорить это вслух тоже не помешает. Учитель, родитель — личным примером показывай детям доброе отношение к животным, объясняй ребёнку, что они такие же живые, как и мы, и также чувствуют боль и страдание! И, кстати, друзья, будьте ответственными квартиросъёмщиками — ставьте сетки на окна, чтобы коты при проветривании не выпадали.   

Что ж, дорогой единомышленник, если ты прочитал эту статью, размести ссылку на неё у себя на страничке в фэйсбуке или в «Вконтакте», чем больше людей прочитают и вступят в ряды «зелёной армии» зооволонтёров — тем лучше. Да, и каждый раз выходя из дома — просто не забудь пакетик с кормом!

***

На Марш за права животных в Киеве 15 октября 2017 года вышло около пять тысяч человек

А у наших соседей в деревне теперь живёт новый маленький рыжий котёнок. Подобрали на улице в посёлке у магазина… Надеюсь, что я никогда больше не услышу предсмертного крика покалеченного ради забавы животного, но под кроватью, с той ночи, теперь на всякий случай лежит бита быстрого реагирования (для отпугивания пьяной скотины, если придётся).

Читайте также: 

Дмитрий ЖВАНИЯ. Животным помогать приятней, чем рабочим

Дмитрий ЖВАНИЯ. Про уродов и котят

1 комментарий

Добавить комментарий