Беседовал Руслан КОСТЮК
Очередные парламентские выборы в Южно-Африканской республике, которые состоялись 7 мая, вновь принесли победу правящему вот уже 20 лет Африканскому Национальному Конгрессу (АНК). О современной социально-политической ситуации в ЮАР мы беседуем с научным сотрудником Центра исследований Юга Африки Института Африки Российской Академии Наук, кандидатом исторических наук Александрой Александровной Архангельской.
— Александра Александровна, как Вы можете оценить современную социально-экономическую ситуацию в ЮАР?
— Современная социально экономическая ситуация ЮАР отражает не только результаты политики АНК, партии находящейся у власти с 1994 года и имеющую более чем столетнюю историю, но также и последствия интеграции страны в международную систему. Южно-Африканская Республика, лидер среди государств Африки южнее Сахары, страна неординарная во всех отношениях. Во многом особенности её нынешнего состояния объясняются самой её необычной историей, без знания которой невозможно понять современную ЮАР. Сегодня в ЮАР существует ряд серьёзных проблем-вызывов развития. Принципиальным значением, бесспорно, являются проблемы в сфере образования, безработица и высокий уровень коррумпированности.
ЮАР — унитарное государство, но с элементами федерализма. Страна делится на девять провинций, которые имеют в свою очередь разную степень развития, уровень жизни населения, и разный уровень социально экономической напряжённости и проблем, тем более, что юридически они имеют большие права, вплоть до принятия собственных конституций. Наиболее богатая — центральная провинция Хаутенг, самая бедная провинция — Лимпопо (бывшая Северная), при этом ВВП на душу населения в Хаутенге в 70-80 раз больше, чем в Лимпопо. В стране 11 официальных языков, но используются преимущественно четыре — английский, африкаанс (образовался на основе старого голландского), коса и зулу — отражая этнокультурное распределение наиболее влиятельных этносов.
До первых всеобщих выборов в апреле 1994 года ведущую роль в стране играла африканерская белая элита, состоявшая из потомков переселенцев преимущественно из Голландии, а также Франции и некоторых других европейских стран. Англоязычная элита, в свою очередь, формировалась во многом за счёт выпускников «своих» университетов, особенно Кейптаунского и Витватесрандского (Йоханнесбург). Англоязычные белые, традиционно, контролировали частный сектор в промышленности, включая горнодобычу и финансы. Что касается новой элиты, то, хотя большинство её представителей — африканцы (чёрные в узком смысле слова), в неё входят и цветные, и индийцы, и белые, в том числе — на министерском уровне.
Основные этнорасовые противоречия в ЮАР в течение многих десятилетий вызывались господством белого меньшинства и демократические перемены привели к их ослаблению. Однако напряжённость временами возникает, больше конфликтов сейчас происходит между самими африканцами, прежде всего, между коренными жителями и иммигрантами, чаще всего нелегальными, из соседних (и не только) стран. В одной лишь провинции Хаутенг проживают свыше миллиона выходцев из Зимбабве, Лесото, Малави, Мозамбика и Свазиленда, получивших южноафриканское гражданство, и несколько миллионов нелегальных эмигрантов.
Кроме того, исторически сложилось своего рода соперничество между африканскими народами коса и зулу. Коса проживают ближе остальных африканцев к Кейптауну, откуда шла колонизация страны голландцами, а позднее — англичанами. Соответственно и просвещение (первые чёрные школы, в основном миссионерские, колледжи) распространялось именно в среде коса. Поэтому данная этническая группа является, пожалуй, наиболее образованной по сравнению с другими африканскими народами Южной Африки. Такое «преимущество» вызывало недовольство остальных этнических групп и в частности наиболее многочисленной из них — зулусов.
Экономический курс постапартеидной ЮАР при всей своей социальной ориентированности не привёл к уменьшению огромного разрыва между бедными и богатыми, который по-прежнему в значительной мере совпадает с границами расовых групп. Однако всё больше проявляется и разрыв в уровне жизни между богатыми и бедными африканцами. Наиболее опасным фактором нестабильности является безработица, особенно среди молодёжи, охватывающая до 25% трудоспособного населения и питающая преступность.
Наряду с переизбытком неквалифицированной рабочей силы в стране наблюдается острая нехватка квалифицированных кадров. Озабоченность вызывает также и растущая рождаемость в сочетании с резким падением уровня образования в стране. Сохраняются и нерешёнными проблемы по удовлетворению базовых потребностей населения — в жилье, здравоохранении, образовании, и соответствующей доставке этих услуг при активной урбанизации в стране.
Резюмируя, можно говорить о том, что, несмотря на некоторые шаги «влево» с приходом к власти Джекоба Зумы и его команды, не произошло серьёзных перемен в социально-экономической политике нынешнего руководства ЮАР, что уже вызывает критику со стороны профсоюзов. Укрепляющая свои позиции «новая» чёрная буржуазия стремится к нахождению компромисса со «старой», белой буржуазией.
— Африканский Национальный Конгресс, как показали результаты выборов, продолжает сохранять доминирующие позиции в общественно-политической жизни страны. Если оценивать предвыборные обещания АНК, в чём здесь проявляется левизна правящей партии?
— Действительно, Африканский Национальный Конгресс, хотя и с трудом, но справляется с острейшими социальными и экономическими проблемами страны. Его поддержка со стороны большинства африканского населения обеспечивается, наряду с популярностью, завоеванной в годы борьбы против апартеида, в основном благодаря введению гарантированного бесплатного минимума водоснабжения и электричества (по 7–8 часов в день), выплаты социальных пособий, внедрению программы общественных работ, позволяющих дать временную занятость части безработного населения, строительству малоразмерных и невысокого качества, но бесплатных домов для нуждающихся (более 2,5 миллионов домов за последние 15 лет) и выдаче дополнительных кредитов на строительство льготного жилья.
Страна по-прежнему в значительной мере зависит от цен на минеральное сырьё и от туризма (туризм даёт 7–8% ВВП). Падение цен на ряд сырьевых товаров в условиях длящегося кризиса приводят к снижению экономических показателей, а в случае сокращения потока иностранных туристов существует реальная угроза увеличения количества безработных в стране.
Хотя сторонники Зумы в рядах АНК и «тройственного союза» одержали убедительную победу в борьбе за лидерство, они не могли сохранить единство. Партия находится в состоянии постоянного напряжения и внутренней разобщенности. В частности, в довольно резкой форме проявляется недовольство профсоюзов невыполнением Зумой обещаний.
В целом, в условиях отсутствия прочного единства в руководстве АНК, роста напряжённости в обществе нельзя исключать серьёзных политических и социальных потрясений в стране, однако, как показали выборы, состоявшиеся в мае 2014 года, АНК остаётся уверенным лидером в стране при незначительном снижении сторонников.
— Очевидно, что социальные проблемы обуславливают для АНК необходимость сохранения прочного тройственного союза с КОСАТУ и компартией (ЮАКП). Как бы Вы оценили возможности, потенциал на сегодняшний день этих основных партнёров по правящему левому большинству?
— Дело в том, что политическую динамику в ЮАР нельзя сводить только к борьбе элит. Исторически АНК официально выступает в «тройственном союзе» с Конгрессом южноафриканских профсоюзов (КОСАТУ) и компартией (ЮАКП). Профсоюзы, являясь хорошо организованной силой, играли и продолжают играть важнейшую роль в предвыборных кампаниях АНК; более того, большинство генеральных секретарей Конгресса пришли на эту должность с поста генсека Национального союза горняков.
Профсоюзное движение ЮАР, достаточно мощное и независимое, воспрепятствовало приватизации ряда государственных корпораций в ключевых отраслях экономики (она была проведена в очень урезанном виде). Принятие первоначального проекта приватизации госкорпораций повлекло бы, наряду с возможным повышением эффективности их работы, значительное увеличение безработицы. Профсоюзы также не терпят нарушений законодательства и при попытке зарубежных компаний сократить издержки за счёт рабочих проводят хорошо скоординированные забастовки и подают на компании в суд.
Положение компартии своеобразно: она не участвует в выборах как самостоятельная сила, но её члены, как правило, являются одновременно членами АНК и в этом качестве избираются в парламент и занимают посты в правительстве. Представляется, что такой баланс и расстановка сил, обеспечивающие стабильность и планомерность развития политической системы будут сохранены и в будущем.
— Выборы 7 мая показали также и некоторую тенденцию к снижению уровня поддержки АНК в обществе. Как бы Вы охарактеризовали партии, занявшие по итогам выборам соответственно второе и третье места?
— Действительно, многие политические аналитики и политтехнологи говорили о возможном резком снижении поддержки АНК. Поговаривали о сокращении показателей до 50%, однако выборы показали убедительную поддержку АНК с незначительным сокращением. Напомним, что Африканский национальный конгресс получил 62,15 % голосов (на выборах 2009 года — 65,9 %), потеряв 15 мест в парламенте, но сохранив большинство в 249 мандатов, что гарантирует президенту Джекобу Зуме избрание на второй пятилетний срок на заседании Национальной ассамблеи 21 мая. АНК победил в восьми из девяти провинций, сохранив за собой контроль в столичной провинции Гаутенг, однако уровень поддержки упал с 64 % до 54 %.
Демократический альянс (ДА), единственная партия, имеющая потенциал составить сколько-нибудь существенную оппозицию, несмотря на значительное изменения своей предвыборной программы набрал 22,23 % голосов, а в провинции Западный Кейп (традиционно) — 59,38 %. В целом по стране ДА улучшил свои результаты, по сравнению с 16,66 %, полученными на прошлых выборах. Это позволило ему увеличить число мест в парламенте с 67 до 89.
Остальные партии оппозиции, не представляющие собой потенциала контрбаланса политического равновесия в стране, набрали несущественное количество голосов, так Борцы за экономическую свободу набрали 6,35 % и получили 25 мест, сменив Конгресс народа, набравший 0,67 % по сравнению с прошлыми 7,42 %. Партия свободы Инката получила 10 мест, Национальная партия свободы — 6. Всего в парламент вошли 13 из 29 участвовавших в выборах партий. Окончательная явка составила 73,43 %
— Скажем откровенно: у России сегодня не очень много геополитических союзников. По многим вопросам мировой политики Россия в 2000-е годы могла рассчитывать на понимание и солидарность ЮАР. На Ваш взгляд, эта тенденция продолжается и поныне? Каковы вообще генеральные установки АНК в области международных отношений?
— Принципиальными задачами своей внешней политики руководство ЮАР неизменно с 1994 года считает отстаивание интересов страны на международной арене; создание благоприятного имиджа ЮАР в мире; расширение и диверсификацию торгово-экономических отношений; привлечение в страну иностранных инвестиций; содействие международной безопасности и стабильности, уважению и соблюдению прав человека и демократии; защиту интересов государств африканского континента; укрепление связей между развивающимися странами, продвижение их интересов в международных организациях; изменение алгоритма отношений между развивающимися и развитыми странами.
Придерживаясь независимого внешнеполитического курса, ЮАР поддерживает стабильные дружественные отношения с подавляющим большинством государств мира, проводит активную внешнюю политику по приоритетным для неё направлениям.
Основным приоритетом являются отношения со своими соседями, укрепление своих лидерских позиций в регионе, развитие африканского континента посредством активного интеграционного процесса — в 2013 году председателем Африканского союза стала бывший министр иностранных дел — Нкосазна Дламини Зума. Наращивая политический вес, объёмы экспорта и инвестиций в регион, способствуя укреплению там стабильности, в ЮАР не без основания полагают, что экономическое и политическое усиление юга Африки позволит стране расширить своё влияние на всём африканском континенте и упрочить позиции в мире. Она является полноправным участником международного диалога в рамках ООН, Содружества, Движения неприсоединения, G 20. Страна претендует на постоянное членство в Совете Безопасности ООН. Одновременно ЮАР позитивно настроена на диалог с развитыми странами, особенно в торгово-экономической сфере, и является основным форпостом для традиционных и вновь появляющихся игроков на континенте, декларируя и пропагандируя статус «ворот в Африку».
Важной вехой в развитии внешнеполитической доктрины ЮАР в последние годы стало вхождение в 2010 году в состав БРИКС (группа из пяти быстроразвивающихся стран: Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика) и развитие сотрудничества со странами Глобального Юга в качестве представителя региона. Несмотря на то, что известие о предстоящем вступлении ЮАР в БРИКС удивило некоторых международных наблюдателей, которые полагали, что следующим членом группы может стать более крупная страна с быстро растущей экономикой, cоздание БРИКС было созвучно с усилиями Претории по формированию ядра «незападных» стран.
В самой ЮАР БРИКС рассматривается не только как потенциальная сила, которая должна «поделить центральную сцену с ведущими экономическими державами», но в более широком смысле как «ассоциацию независимых и преданных идее реформирования глобальных структур стран, выступающих в пользу создания справедливого мира». В то же время руководство ЮАР привлекало и то, что члены группы не ставят под вопрос дружественные отношения с «традиционными центрами силы», и поэтому вступление Претории в БРИКС не наносит ущерба другим направлениям её внешней политики.
Участие ЮАР и России в БРИКС способствует активизации и улучшению диалога между двумя странами. ЮАР представляет собой стратегически важный регион для РФ, что обуславливает необходимость дальнейшего развития и укрепления двусторонних внешнеэкономических и внешнеполитических отношений для восстановления утраченных российских политических и экономических позиций на континенте.
В 2013 году, во время проведения очередного саммита БРИКС в ЮАР, между Россией и ЮАР были подписаны ряд важных документов, среди которых совместная декларация об установлении всеобъемлющего стратегического партнерства между Российской Федерацией и Южно-Африканской Республикой. Тем не менее, следует отметить, что в отношениях между Россией и ЮАР существует явный дисбаланс между их политической и экономической составляющими. Потенциал развития экономического взаимодействия весьма высок, также как и уровень политического диалога, в то время как результаты пока ещё не столь впечатляющи и уровень экономической вовлечённости весьма низок.
Читайте также:
Руслан КОСТЮК. ЮАР: президент ополчился на молодого радикала