Господин Фурсенко в своей попытке реформировать систему образования всё больше напоминает фригийского царя Мидаса. Всё, чего он касается, превращается… но, к сожалению, не в золото. Ещё совсем недавно десятки тысяч родителей и учителей подписали обращение с требованием отменить введение новых образовательных стандартов для старших классов средней школы. Не успели горе реформаторы кое-как утихомирить разгневанных сограждан и заверить их, что русский и литература останутся в числе обязательных выпускных экзаменов, как на горизонте вновь сгустились тучи.
Скандал, вспыхнувший в июне этого года по итогам сдачи Единого Государственного Экзамена, не имеет себе равных в истории отечественного образования. Возможно, что более 300 тысяч человек смогли списать правильные варианты ответов, используя мобильные телефоны и интернет, где в одной из крупнейших социальных сетей за несколько часов до начала экзамена были выложены решения экзаменационных заданий. На этом фоне дедовские методы с подставными школьниками из числа выпускников ВУЗов или решение заданий самими учителями для детей местных чиновников выглядят вчерашним днём. Настойчиво культивировавшийся апологетами ЕГЭ миф о том, что тестовый экзамен поможет победить коррупцию, станет надежным измерителем полученных школьником знаний и выровняет шансы выпускников сельских и элитных школ при поступлении в высшие учебные заведения, треснул по швам.
Как показала практика, коррупции при проведении выпускного экзамена не только не стало меньше, но, напротив, с введением ЕГЭ она вышла на новый массовый уровень. Чего стоит только получение правильных ответов на мобильный телефон после отправки платного смс сообщения, цена которого колебалась от 200 до 900 рублей. На этом фоне самодельные шпаргалки и «парашюты» выглядят «приданием старины глубокой».
Вызывает вопрос и справедливость оценки полученных школьниками знаний. Проходной бал Минобрнауки публикует уже после проведения экзамена, а не загодя. Это позволяет выровнять показатели и не допустить чрезмерно большого числа не сдавших ЕГЭ. Таким образом, количественно процент успевающих учеников в полной мере освоивших программу средней школы остается в пределах нормы, в то время как реальное качество образования продолжает падать.
Совсем не весело обстоят дела с равными шансами для Ломоносовых из сельских школ и Лобачевских элитных городских гимназий. Элитные ВУЗы добились права проводить дополнительные экзамены и таким образом оптимизировать число абитуриентов. Однако главная загвоздка связана с разрывом в уровне жизни семьи выпускника из деградирующего и вымирающего села и выпускника элитной городской школы. Ликвидировать эту пропасть простым введением ЕГЭ не получится.
Возрастающее недовольство фурсенковщиной в образовании заставило Общественную палату РФ в начале июля отреагировать на неудачи ЕГЭ и предложить свой вариант решения накопившихся проблем. Впрочем, все предложения ОП не касаются самой сути экзамена. Члены палаты предложили, усилить меры по борьбе со списыванием, передав функции контроля над проведением экзамена спецслужбам. Сам экзамен предложено поделить на две части: на более простую и более творческую, до которой сейчас многие выпускники не успевают добраться. Предлагается заранее объявлять проходной балл и ввести дополнительный критерий оценки в виде среднего балла за последние 3-4 года учёбы. Очевидно, что ни полицейщина, ни косметические доработки не спасут ЕГЭ.
Отечественное образование действительно переживает кризис, но вместе с тем, оно остаётся одним из немногих институтов, сохраняющих и скрепляющих стремительно распадающееся российское общество. Классическая система преподавания и классическая система оценки знаний, существовавшая в советской, а затем и российской школе возможно не лучшая из возможных, но однозначно более человечная и более действенная, чем введённое Андреем Фурсенко общенациональное тестирование. Проблема выпускных экзаменов и проблема образования в целом крепко накрепко связана с будущим России. Только определив перспективу своего развития, стоит заниматься реформированием системы образования. Известно, что своего положения «мировой мастерской» Китай достиг за счёт огромного количества дисциплинированных и образованных рабочих. Именно дисциплине и знаниям должны учить в современной российской школе, если мы хотим достигнуть экономических показателей Китая и занять равное ему место. Если же мы претендуем на нечто большее то и образование, в том числе и высшее должно стать не привилегией обеспеченного меньшинства, а неотъемлемой частью социальных прав всякого жителя России. Впрочем, как видно из предложений Общественной палаты РФ проводимые Фурсенко реформы сворачивать не собираются, а это значит что деградация российского образования продолжится.