Следственный комитет РФ объявил, что следственные действия по расследованию причин крушения теплохода «Булгария», в результате которого погибли 122 человека, завершены. Трагедия произошла из-за плохого технического состояния судна, сообщил сегодня, 5 августа, официальный представитель СК России Владимир Маркин. Однако официальные лица не хотят признать очевидное: в трагедии с теплоходом, как в капле воды, отразилась вся наша неприглядная действительность.
Регулярность, с которой происходят большие и малые техногенные катастрофы, кажется, уже никого не пугает, превратившись в рутину новостных выпусков. Единственное, что выделяет на этом безрадостном фоне трагедию «Булгарии» — это ужасная гибель детей. Закрытые в каюте, беспомощные дети, по сути, были принесены в жертву алчности и рыночной логике.
Теплоход «Украина» верой и правдой отработавший более 50 лет и заслуживший покой уже только за одно своё участие в ликвидации последствий взрыва на Чернобыльской атомной станции после небольшого «ребрендинга» продолжал возить туристов по Волге. Команда «Булгарии», оптимизированная в соответствии с рыночной логикой сокращения расходов на персонал, вместе с увеличением нагрузки сейчас будет принесена в жертву правосудию. Достанется и людям, продавшим лишние билеты, но и они действовали совершенно в духе времени, стремились получить небольшую сверхприбыль. Возможно, мы даже увидим, как полетят головы одного или двух чиновников, выдавших разрешение на эксплуатацию «Булгарии», но эти малосимпатичные люди просто использовали своё служебное место, исходя из «требований рынка». Все эти совпадения, большие и маленькие жадности привели к гибели более чем ста человек. Именно это неуёмное желание прибыли, «бабла», улучшения своего личного материального положения во что бы то ни стало и должно быть осуждено, если не судом юридическим, то судом общественным!
Не надо быть Нострадамусом, чтоб осознать простую до безобразия мысль – советское наследие проедено! Сейчас любой город с неремонтировавшимися десятилетиями коммуникациями, перегруженными за счёт уплотнительных застроек – потенциальная «Булгария». Любая железнодорожная ветка, любой локомотив и любой вагон нещадно эксплуатирующийся с 70-х – потенциальная «Булгария». Наши изъеденные трещинами дороги федерального и местного значения, несправляющиеся с возросшим в разы потоком машин – потенциальная «Булгария». Отсутствие современной замены воздушному флоту, в основной своей массе, выработавшему свой летный ресурс – тоже потенциальная «Булгария». И, как ни парадоксально это звучит, единственная причина, по которой всё это ещё ездит, плавает, работает – жадность.
«Новые русские», ставшие по итогам приватизации владельцами заводов, газет, пароходов нещадно эксплуатировали не только своих рабочих, но и производственные мощности. Правда, в отличие от идеальных предпринимателей из учебника «Экономикс» они вовсе не стремились к модернизации оборудования и инфраструктуры. Они не были рыночными мечтателями, вроде Тимура Гайдара. Как и положено грабителям, они предпочитали твёрдо стоять на земле, храня свои сбережения в оффшорном банке. Миллиарды долларов в течение десятилетий наполняли деньгами мировую экономику, казино в Монте-Карло или бюджет Лондона, но ломаной копейки не ушло на создание новых станков и прокладку современных дорог. «Невидимая рука рынка» больше всего напоминает в России руку карманника. Она крадёт накопленное, благодаря самоотверженному труду многих поколений советских людей, общественное богатство и обменивает его на «бранзулетки» столь милые сердцу отечественных нуворишей.
Итог этого «первоначального накопления капитала» весьма неутешителен. Россия всё больше напоминает теплоход, чьё моторное отделение давно отработало свой срок и того и гляди выйдет из строя. Теплоход до краёв переполненный социальными, экономическими, национальными проблемами, которые так и тянут нас на дно. Крепкой рыночной рукой капитан и его старпом ведут нас сквозь волны мирового экономического кризиса, но что-то огромное уже виднеется впереди… Пора менять курс!