В канун двадцатилетнего юбилея «рыночных реформ и шоковой терапии» отношение российского государства к алкогольной продукции совершает поворот на 180 градусов. Если начало ельцинских девяностых прошло под звон бокалов наполненных спиртом «Ройял», то путинско-медведьевские нулевые войдут в историю под флагом новой «безалкогольной компании».
Государственная дума приняла закон, ограничивающий продажу напитков крепостью более 0,5% в период с 23 до 8 часов и места их свободного потребления.13 июля его одобрил Совет Федерации, а 20 июля — под законом появилась подпись президента. Закон вступит в силу с 1 января 2013 года. Казалось бы, непьющим гражданам стоит вздохнуть с облегчением. Остановки общественного транспорта, детские площадки, подъезды становятся зоной свободной от алкоголя. Однако эти запретительные меры не могут считаться окончательным решением проблем, связанных с неумеренным потреблением алкоголя в России.
Даже слабо знакомому с социологией человеку понятно, что алкоголизм, наркомания, венерические заболевания или туберкулёз являются проблемами социальными, решить которые одним командным окриком или полицейскими мерами не получится. Лишённые стабильной работы, ограниченные в получении качественных медицинских и образовательных услуг жители депрессивных городов, бесперспективных сёл и деревень или обитатели мегаполисов, сходящие с ума от постоянных стрессов, не откажутся от алкоголя и других стимуляторов, дающих забвение хотя бы на один призрачный миг.
Принятый депутатами закон не решает одну из основных проблем, связанных с алкоголем в нашей стране – низкое качество производимых напитков. Водка и пиво производятся у нас с использованием различных методов ускоренного брожения. В результате огромное количество россиян потребляет алкогольные напитки, которые даже при минимальной дозе наносят организму вред. В низкокачественном пиве и водке кроется не только причина тяжёлого похмелья, но и различных заболеваний. Заботясь о здоровье россиян, депутаты не смогли запретить чудовищную практику продажи пива в пластиковой таре.
Народная мудрость гласит: водичка – дырочку найдёт. Найдёт себе выход и желание россиян выпить. На смену дорогой водке и труднодоступному пиву придут самогон на основе стеклоочистителя и прочие коктейли по рецепту героев Венечки Ерофеева. Можно ожидать повального закрытия ларьков, основной доход которых составляют сигареты и пиво. Подобно челнокам и малиновым пиджакам они станут ещё одним символом девяностых, оставив свой след в творчестве Юрия Шевчука и народной памяти. Мелкие предприниматели и их сотрудники пополнят рынок труда. Немного потеряют в прибыли крупные пивоваренные компании, но быстро наверстают упущенную выгоду, повысив цену. Возрастут доходы баров и ресторанов. Не пронесёт мимо кармана сотню-другую «полиционер». Активно начнут продавать пиво и другие напитки из-под полы сердобольные Марьиванны. Вместо бесконечной рекламы пива нас ждёт не менее агрессивная реклама прохладительных напитков, чей дизайн будет один в один копировать дизайн продукции производителей пива.
Не измениться только степень алкоголизации общества. Не имея достойной зарплаты, социальных гарантий, перспектив, не чувствуя солидарности со стороны товарищей по работе и не имея влияния на политическую жизнь страны, россиянин по-прежнему будет выбирать самый простой способ решения накопившихся проблем. Они будут пить. Ни какое ужесточение законов (вместе с отечественной традицией их не исполнения) не сможет заменить культуры потребления алкогольных напитков. Но и сама эта культура не может появиться сама по себе в обществе, переживающем чудовищный процесс социальной деградации.
Перспективная работа, доступ к социальным гарантиям в купе с развитой системой помощи людям, не способным в одиночку справиться со своей алкогольной зависимостью, вот те меры, которые поставят заслон на пути алкоголизации российского общества. Контроль над качеством производимых напитков со стороны государства поставит препятствие для любителей быстро обогатиться на суррогатной продукции. Проведение этих элементарных мер действительно остановит пандемию социальных болезней, поражающих российское общество. Однако нашим думским законотворцам лавры Айболита не грозят.