Нижнетагильский «Уралвагонзавод» имени Дзержинского стал любимым PR-проектом Путина. Благодаря нагло сфабрикованному антагонизму между «простыми мужиками с завода» и «креаклами с Болотной» ему и удалось переизбраться с недопустимой лёгкостью.
После этого Путин назначил фронтмена «поклонного движения» Игоря Холманских полпредом в УрФО, а УВЗ стал фактически монополистом нескольких сегментов рынка транспортного машиностроения России. В Омске, Челябинске, Твери, Рубцовске, Канаше и многих других городах страны те же самые «простые мужики с завода», которые теперь сидят без заказов, встают на дыбы, едва заслышав это слово из трёх букв. Лозунг «Урал — опорный край державы» сменило дегеративно-пацанское «Тагил рулит!»
… Честно признаться, припарковаться у проходной УВЗ негде. Машины — везде и всюду! И не самые плохие. Зарплата рядовых работников 30-40 тысяч рублей, у руководящего состава, естественно, больше. Все поголовно являются членами профсоюза. Работы в Нижнем Тагиле нет. Город насчитывает 360 тысяч жителей и тех, кто устроился на УВЗ дополнительно к труду мотивировать не нужно: из-за проходной на его место метят четырнадцать таких же, как он. При этом ряду специальностей учат не в ПТУ, а уже непосредственно на заводе после приёма на работу.
На основном гражданском производстве уверенно создаётся иллюзия благополучия. Так, открыт после модернизации малярно-сдаточный цех, стоимостью почти четыре миллиарда рублей. Из всех блоков полностью роботизирован только участок дробеструйной очистки. Сэкономили. А могли бы полностью автоматизировать все остальные процессы. Сэкономили и на расходных материалах. Дробь используют родную, тагильскую. Она хуже даже курганской, но дешевле. Дробь проходит всего пять циклов, после чего идёт в утиль, хотя высококачественный продукт можно использовать в десятки и даже сотни кругов.
Для уменьшения себестоимости продукции используются самые дешёвые комплектующие. Так, красят вагоны органорастворимыми алкидно-уретановыми и алкидно-акриловыми материалами, которые производят компании из Нижегородской и Челябинской области. Причём последние стали поставщиками УВЗ из-за территориальной близости, которая позволяет сэкономить ещё и на транспортных расходах. Ближе заводов, выпускающих искомую продукцию, просто нет. Дешевле только воровать или «бодяжить» с приятелем в гараже. За рубежом и в России уже давно производят гораздо более экологичные продукты на основе водных дисперсий, но они — чуть дороже. В состав органорастворимых материалов входят летучие органические соединения типа нефтяных растворителей, ксилолов, толуолов, которые опасны для людей. Кроме того, для быстрой сушки материалов в их состав введены соли тяжёлых металлов типа свинца.
Что находится действительно на высшем уровне в цехе — местный «ЦУП». В диспетчерской отображаются все технологические процессы и в любой момент можно определить имя, фамилию работника, по вине которого конвейер стоит.
Толщина системы защитных покрытий 60-85 микрон. Для трёхслойной системы — это позорно мало. Хотя, учитывая принцип «дёшево и сердито» приходится довольствоваться тем, что есть. Гарантия на защитные и декоративные покрытия продукции УВЗ составляет пять лет. Разумеется, служит оно дольше: на практике, капремонт вагонов осуществляется раз в 10-12 лет. Использование современных материалов несколько увеличило бы время производственных циклов. Сейчас он составляет немногим менее получаса. Работа воднодисперссионкой требует более затратного режима сушки и обдува. Кроме конечной стоимости продукта, всё это сказалось бы и на плановой производительности цеха. За снижение себестоимости продукции и увеличение мощности конвейера своим здоровьем платит работник.
Со сбытом продукции последний год творятся чудеса: спрос на вагоны резко сократился после рекордных 2011 и 2012 годов. Текущая приватизация госпакетаакций стремительно убавила желание тратить деньги на подвижной состав. Словом, сейчас УВЗ ищет покупателей. Одним из наиболее эффективных способов этого является протаскивание стандартов через государственные инстанции, всевозможные ВНИИЖТ, причём стандарты эти писаны под конкретные продукты конкретных предприятий. Лоббистов, равных лоббистам УВЗ, в России просто нет.
Эффективные менеджеры изо всех сил пытаются показать продвинутость своих ОАО по сравнению с советскими заводами. Касается это внешнего блеска и экономических показателей. С внешним блеском проблем нет — для этого необходимо нанять мало-мальски толковую пресс-службу, с финансовыми успехами сложнее: необходимо посредством админресурса вытоптать конкурентов и стать монополистом. Проблему медленного обновления производственных фондов, применения допотопных технологий нынешние «эффективные менеджеры» передадут по наследству следующим поколениям ровно в таком виде, в каком получили её от красных директоров.
Александр СЕМУХИН. Левый Фронт – Свердловская область