Айя БАШИР и Эстер РАППАПОРТ
15 декабря 2014
В блокаде
Время становится пространством, застывшим в собственной вечности,
В блокаде
Пространство становится временем, упустившим своё прошлое и будущее.
Махмуд Дарвиш
Мы встретились в социальных сетях во время нападения Израиля на Газу этим летом. Пока Айя пряталась от бомб в Газе, я, дочь ленинградской блокадницы, требовала окончания блокады Газы на демонстрациях в Тель Авиве. В отчаянии от невыносимого и бесконечного насилия, мы решили вместе написать о «наших» блокадах.
Мы обнаружили, что я, выросшая на рассказах о городе, который нацисты пытались заморить голодом, и Айя, ныне переживающая семилетнюю блокаду в Газе, во многом понимаем друг друга без слов, и нам есть много, что сказать друг другу и миру.
С самого начала мы решили, что этот текст не будет проектом «нормализации» оккупации: мы стремимся к её скорейшему окончанию и верим в право палестинских беженцев на возвращение и в равенство для всех жителей нашего региона — палестинцев и израильтян.
В Ленинграде миллион жителей умерли от голода или были убиты во время его осады немецкими войсками в 1941-44 годах. В начале блокады разразился пожар на складах провизии, оставив город без продовольствия. Одни ели домашних животных и трупы, другие соскабливали обои со стен, чтобы раздобыть клей из картофельного крахмала, который мог хоть немного утолить голод. Умерших хоронили в общих могилах. Мой дед там и остался — в братской могиле на Пискаревском кладбище. Маму, её братьев и бабушку вывезли из города по «Дороге Жизни», проходившей по заледеневшей Ладоге.
Такие трагедии, как блокада Ленинграда, послужили поводом к составлению Женевской Конвенции, которая содержит правила о том, как надлежит обращаться с гражданским населением во время военных действий. Женевскую Конвенцию подписал и Израиль. Хотя международные законы не запрещают осаду в течение вооружённого конфликта, они категорически запрещают коллективное наказание граждан. Блокада Газы признана видом коллективного наказания и объявлена незаконной Международным Комитетом Красного Креста и другими международными организациями. Увы, положения Женевской Конвенции в Газе не выполняются.
В отличие от населения блокадного Ленинграда жители Газы не умирают от голода. Но и в Газе, блокада которой длится вот уже семь лет, люди не живут, а выживают. Экономическое развитие и торговля задушены, и жители зависят от гуманитарной помощи. Культурная жизнь чахнет, так как у большинства людей нет ни ресурсов, ни душевных сил для чего-либо, помимо повседневных нужд. Айя рассказала, что закончила в Газе первую степень по английской литературе, не приобретя ни одной книги — книги, как и другие товары, не считающиеся гуманитарными, в Газу не ввозятся, в библиотеках и книжных магазинах их тоже уже не осталось, и преподаватели посылают студентов делать копии или искать тексты в интернете. В отличие от ленинградской блокады блокада Газы происходит без обьявления войны, и хотя в секторе действуют вооружённые группировки, у палестинцев нет организованной армии, которая могла бы бороться за её окончание. Поэтому надежды на будущее у жителей Газы немного.
В самом начале блокады израильское официальное лицо сделало следущее заявление: «Это будет вроде приёма у диетолога. Надо, чтобы они сильно похудели, но при этом не умерли». Израильское министерство здравоохранения установило, что жителям Газы полагается в среднем 2, 279 килокалорий в день. Были также установлены ограничения на продукты питания: например, шоколад и петрушку в Газу ввозить запретили. Под давлением Евросоюза, запрет на петрушку был в 2010-м году отменен. Айя утверждает, что на практике разрешают ввозить меньше половины того, что полагается по нормам минздрава.
В отличие от оккупированного Западного Берега, куда я, как израильтянка, могу незаконно или полузаконно (в завимости от места) проникнуть, в Газу изральские власти собственных граждан не допускают. Иностранные журналисты, ведущие оттуда репортажи, предпочитают концентрироваться на политических вопросах, в то время как организации по оказанию гуманитарной помощи сообщают только о наиболее неотложных гуманитарных проблемах. В результате, понять, что там на самом деле происходит, очень сложно. То, что израильтяне ничего не знают о лишениях, претерпеваемых жителями Газы — это часть блокады, и часть того, что делает возможной её продолжение.
То, что происходит в Газе, останется травмой для многих поколений её жителей. Не только нынешнее поколение вынуждено справляться с непрекращающимися атаками и осадой, но и потомки будут нести эту травму в душе — как случилось с семьями ленинградцев, переживших блокаду. В годы после второй мировой войны ленинградцы старались донести свою трагедию происшедшего до окружающего мира, сделать так, чтобы из неё были сделаны правильные выводы. В 2009-м, евреи — жители Ленинграда, пережившие блокаду, были признаны Германией как выжившие в Холокосте и получили финансовые компенсации.
Немецкая армия пытались сломить ленинградцев лишениями вместо того, чтобы нападать прямо. Нам кажется, что политика Израиля в Газе совмещает обе эти тактики: жителей на протяжении долгих лет лишают самого необходимого, а время от времени атакуют напрямик. За последние шесть лет Израиль атаковал Газу трижды. Последнее нападение, совершённое летом 2014-ого года, было особенно жестоким: израильская армия целенаправленно бомбила жилые дома, ровняя с землей целые жилые районы. В Газе нет бомоубежищ, плотность населения огромная и убежать невозможно, так как на время израильских военных операций сектор закрывается герметически. Погибло более 2000 человек, большинство из них — мирные жители, включая 519 детей, и более 10, 000 было ранено. Во время пятидесятидневной атаки, доступ к питьевой воде был ограничен, а электричество поставлялось два часа в сутки; в нескольких случаях массового кровопролития раненых не приезжали спасать: израильская армия упорно атаковала машины скорой помощи Красного Креста, и последний не готов был подвергать риску своих работников.
Годы блокады и войн оказывают своё пагубное влияние на всё: страдают люди, город, инфраструктура, земля, вода, деревья, животные, медицина, образование, религиозная и духовная жизнь. Даже единственная электростанция в Газе была частично разрушена. И всё это не внове для палестинцев: история Газы знала массовые убийства, десятилетия систематических этнических чисток, 47 лет военной оккупации, насильственные переселения с 1948 года. Сегодня 80 процентов палестинцев в Газе — это беженцы, покинувшие свои города и деревни, располагающиеся на территории нынешнего Израиля, чтобы спасти свою жизнь.
Те, кто пережили ленинградскую блокаду, получили признание и льготы от советских и впоследствии российских властей, а в последние годы и компенсации от правительства Германии. Жители Газы, как и палестинцы Западного Берега, не имеют пока даже своего государства.
Зачастую израильская и западная пресса рисует жителей Газы «человеческими щитами», которых «Хамас» и другие вооружённые группировки цинично используют в своих целях. Но если посмотреть на историю ленинградской блокады — сами условия блокады стирают чёткие границы между армией и гражданским населением. В Ленинграде, несмотря на наличие мощной советской армии, мирные жители, включая женщин и детей, были задействованы на производстве оружия и строили противотанковые установки — значит ли это, что и они были «человескими щитами»? Блокада настолько невыносима для гражданского населения, что жители готовы предоставить любую помощь и поддержку любой армии или боевой группировке, готовой бороться за её снятие, и никаких других требований не предьявляют к тем, кто за них воюет — всё остальное отступает на второй план.
Обидно, что единственный способ выражения недовольства жителями Газы, на который Израиль и международное сообщество обращают внимание — это ракетный огонь. Палестинцев в Газе, которые сопротивляются блокаде и оккупации ненасильственно, мир предпочитает не слышать и не замечать. Но мы-то их знаем, слышим и видим, что многие в Газе борются за собственное достоинство и справедливость ненасильственными методами. Айя, к примеру, является активисткой палестинского движения ВDS — Boycott, Divestment and Sanctions (Бойкот, Изъятие Инвестиций и Санкции), которое призывает мировое сообщество к экономическому давлению на государство Израиль, пока оно не прекратит оккупацию. Международный экономический бойкот был ранее эффективно использован в борьбе за прекращение апартеида в Южной Африке.
Нас возмущают повторяющееся, нескончаемое варварское использование блокады как военной стратегии и вопиющая неспособность международного сообщества настоять на соблюдении своих собственных договоров, подписанных кровью миллионов. Газе нужны не грузовики с гуманитарной помощью и не очередные многомиллиардные пожертвования на восстановление зданий и районов, которые через год-два снова будут разрушены, а политическое решение и признание. Только когда травма и несправедливость будут признаны, как это произошло в случае Ленинграда, невыносимая своей бесконечностью блокада Газы станет, наконец, историей, время найдёт своё прошлое и будущее и завершится вечность, о которой писал Дарвиш.
Эта статья была впервые опубликована на английском и на арабском на сайте http://al-shabaka.org/
Перевод на русский — Ася Зиневич
Эстер, как можно нести такую «ахинею», как про блокаду Ленинграда, так и про Газу… А тем более сравнивать, трагедию Ленинграда, с нацистской и антисемитской Газой.
Про Ленинград, я бы вам посоветовал обратится к истории… А не нести, здесь коммунистический бред, как будто вина коммунистов в гибели ленинградцев, меньше чем вина нацистов. Да и решите для себя вопрос, а была ли блокада Ленинграда, с точки зрения полного значения этого слова.
С Газой тут вообще комедия… А где блокада??? Зачем Вы эту ахинею вообще на русский перевели, ну отработали свои «серебряники» и отдыхайте. Или Вы всех за идиотов держите. А скажите мне «уважаемая», случайно Газа не граничит с Египтом? И почему Египет, блокирует Газу «покруче» чем Израиль? Да и заодно, расскажите ка мне, а почему это Египет сносит арабские дома в Рафиахе и создает буферную зону, а весь мир молчит? И не один, два дома, а счет на сотни. Да и на последок, расскажите ка мне, а кто такие палестинцы?
После прочтения статьи у меня возникли сомнения в моем знании истории. Может жители блокадного Ленинграда обстреливали ракетами Германию? Может они совершали теракты, убивая немцев на религиозной и национальной почве? Ведь если нет, то аналогия, приведенная в статье мягко говоря некорректна, а грубо — …! Правда может быть и другая версия рождения данной статьи, не связаная со знанием исторических фактов. Может сексуальная ориентация так влияет на мозг? Ведь иначе, как нарушением работы головного мозга, данную статью не объяснить. И, по-видимому, это неизлечимо.
Эстер (как больно называть тебя таким древним еврейским именем), я гожусь тебе в отцы, я лучше тебя знаю, на своей детской шкуре, что такое война, бомбежки, смерть на моих глазах членов семей, голод и пр. Я никогда не переходил границу между обсуждением проблемы и личностью автора. Поздравляю тебя — я делаю это первый раз. Не доставляй близким своим и окружающим тебя неприятностей, печали и злости. Прими мой искренний совет — найди серьёзного психолога, который мог бы тебя направить к хорошему лечащему психиатру. Заблуждения молодости лечатся.
Ихил. Москва-Чикаго-Иерусалим. Ещё посмотри это:
http://player.vimeo.com/video/106171741
Эстер, спасибо за искренность и сочувствие к страданиям людей. Мне стыдно, что я оказалась заложницей политики апартеида и принимаю на себя вину за преступления, совершаемые в том числе и от моего имени. Вы правы, факты говорят о том, что блокада Газы и блокада Ленинграда — одно и то же преступление против человечности. Я буду желать и прилагать усилия, подобно Вашим и Айи, к тому, чтобы покончить с этим позором нашего народа. Евреи должны признать свои преступления и прекратить их. Апартеид, расизм в самом ближайшем будущем сменятся договорным и совместных федеральным управлением на территории проживания евреев и арабов.
Да, Инна, Вы видимо абсолютно точно знаете определение понятия «апартеид», видимо оно предполагает терракты и ракетные обстрелы со стороны сегрегируемых. И конечно будет здорово жить совместно, совсем как живут сейчас счастливые народы в Сирии, Ираке, Йемене. Черт побери, как это раньше мы не догадались! А еще будет здорово признать все преступления, как свои, так и чужие и на радость Вам и Вам подобных коллективно покончить жизнь самоубийством. Вот и решим арабо-еврейский вопрос. И только Вы с Эстер гордо будете нести флаг равенства и братства, если Вас с нами за компанию не отправят к праотцам, прецеденты имели место.
Кстати, если Вы так уж переживаете за преступления евреев (Вы даже не удосужились написать слово Израиль), так Вам никто не мешает перейти, например, в ислам, и с криком «Аллах велик» начать рубить головы неверных и не желающих признать свои преступления. Вчера во Франции Вам подали пример.