Жители России приспособились к падению доходов и ситуации неопределённости в политике и экономике: продовольственных товаров они покупают меньше, а спиртных напитков потребляют больше, предпочитая водку, коньяк и пиво.
Партии роста
В условиях жёсткой экономии живёт каждый пятый россиянин, говорится в мониторинге Института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте (РАНХиГС). Уровень доходов 22% россиян, находящихся в зоне бедности, с трудом позволяет приобрести даже необходимый базовый набор продуктов питания. В целом же более 70% жителей страны вынуждены экономить.
Запросы россиян на покупку еды и одежды в последнее время почти не растут. За три года (по отношению к сентябрю 2016 года) оборот розничной торговли в сопоставимых ценах вырос всего на 1,8%. Об этом свидетельствуют данные «Мониторинга социально-экономического положения и самочувствия населения», подготовленного экспертами Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС.
Причём рост если и наблюдается, то в основном за счёт роста оборота непродовольственных товаров (4,2%). В то время как оборот пищевой продукции, наоборот, снизился (-0,9%). «В первую очередь, обращает на себя внимание отсутствие роста оборота пищевой продукции», — сообщают эксперты РАНХиГС.
По факту это означает, что россияне уменьшают потребление продуктов питания. Напомним, что с января 2017 года оборот пищевой продукции рос и к июлю того года впервые достиг уровня апреля 2014-го. Однако после этого показатели начали падать. Например, в июле потребление пищевой продукции уменьшилось на 3,4%.
Одна из причин замедления темпов потребления — рост цен. По данным Росстата, в октябре 2018 года цены выросли к октябрю прошлого года на 3,5%, в том числе на 2,7% на продовольственные товары, на 4,1% на непродовольственные товары и 4% на услуги.
Цены растут и в годовом выражении, и месяц к месяцу. В октябре цены по отношению к сентябрю выросли на 0,4%, в том числе на 0,6% на продовольственные товары, на 0,5% на непродовольственные товары, а цены на услуги снизились на 0,1%.
В месячном выражении среди продовольственных товаров, прежде всего, стоит отметить единственную категорию, цены в которой снизились — это плодоовощная продукция (-1,1%). Что естественно для осени. В первую очередь снижение цен коснулось лимонов (-18,2%), свеклы (-14,1%), моркови (-11,2%), яблок (-8,6%). Цены на картофель, лук репчатый, капусту белокочанную, виноград и чеснок уменьшились на 3,3-5,1%. Остальные категории продовольственных товаров подорожали, и среди них сильнее всего — яйца куриные (7,1%) и сахар-песок (4,9%). Цены на остальные продовольственные товары выросли в пределах 0,1-1,5%.
В категории продовольственных товаров в годовом выражении (к октябрю 2017 года) сильнее всего, как и в прошлом месяце, подорожали яйца куриные (на 12,1%). На втором месте сахар-песок (подорожание на 10,6%).
Также выросли цены на мясо и птицу (6,3%), рыбу и морепродукты пищевые (4,1%), хлеб и хлебобулочные изделия (3,6%), молоко и молочную продукцию (2,5%), масло сливочное (2,3%).
«Среди непродовольственных товаров за месяц цены выросли на все категории продукции, хотя и не так сильно (разброс составляет 0,2-0,8%). В частности, можно отметить продолжающийся сезонный рост цен на одежду из осенне-зимнего ассортимента (0,8-1,4%), также подорожали машины стиральные и швейные, плиты бытовые, миксеры, блендеры (0,9-1,1%). Выросли цены на большинство медикаментов», — отмечают эксперты РАНХиГС.
В категории непродовольственных товаров в годовом выражении сильнее всего в октябре, как и в прошлом месяце, подорожали бензин автомобильный (11,3%) и табачные изделия (10,5%). Также выросли цены на строительные материалы (4,9%). Остальные категории непродовольственных товаров подорожали на 1,9-3,1%. Подешевели в октябре 2018 года только телерадиотовары (-1,1%).
В категории услуг за год снизились цены только на не самые популярные в России услуги — страхование (-1,5%). Среди резко подорожавших услуг — зарубежный туризм (11,2%) и образование (8,4%). Цены на услуги дошкольного воспитания, пассажирского транспорта, связи, организаций культуры, физкультуры и спорта, а также жилищно-коммунальные, медицинские и бытовые услуги выросли на 2,4-4,8%.
Доходы минус
Вторая причина снижения потребления не менее очевидна: снижение доходов. Этот процесс затянулся уже на четыре года. Причём в России ситуация выглядит так: зарплата растёт, а доходы и с ним уровень жизни падают. По предварительным оценкам Росстата, заработная плата за сентябрь 2018 года составила 42200 рублей, что в реальном выражении на 7,2% выше уровня сентября прошлого года.
«В сентябре этого года рост реальной начисленной заработной платы составил 7,2%, в то время как реальные располагаемые денежные доходы сократились на 1,5%, а реальный размер назначенных пенсий не изменился», — отмечают эксперты РАНХиГС.
Различия в динамике реальной заработной платы и реальных доходов населения эксперты объясняют «снижением в реальном выражении объёма доходов от предпринимательской деятельности и собственности, а также перераспределением между наблюдаемыми и ненаблюдаемыми доходами в пользу наблюдаемых». То есть на самом деле доходы не снижаются, а уходят в тень.
В структуре использования денежных доходов населения доля доходов, потраченных на оплату товаров и услуг, составила в январе-сентябре 2018 года 78,2%, что выше уровня, наблюдавшегося в такой же период на протяжении последних 15 лет. Это означает, что россияне более двух третей своего дохода тратят на самое необходимое (еда, одежда, учёба детей, медицинские, коммунальные, транспортные услуги).
Градус крепчает
На развлечения и отдых денег почти нет. Выход из этой ситуации россияне видят лишь один: больше потреблять алкоголя. На градусах не экономят. Розничные продажи алкогольной продукции (без пива) за январь-сентябрь 2018 года выросли сразу на 4,1% относительно аналогичного периода предыдущего года. В натуральном выражении через розничные торговые сети и предприятия общественного питания было продано 155,5 миллиона декалитров алкогольных напитков (не включая пиво и изготавливаемые на его основе напитки).
При этом продажи пива за первые три квартала текущего года составили 607,2 миллиона декалитров, что на 7,2% больше, чем было продано за первые три квартала 2017 года. В товарной группе крепких алкогольных напитков доминирует водка (74% объёма в натуральном выражении), в первом-третьем кварталах предыдущего года водка занимала 75% продаж этой группы товаров. На втором месте — коньяк (11%), и по 6% занимают крепкие ликероводочные изделия и категория «другие виды спиртных напитков с содержанием спирта свыше 9%».
«Год назад коньяка было продано чуть меньше (10% данной группы), водки чуть больше, а в остальном структура потребления алкоголя не претерпела существенных изменений», — отмечают эксперты.
Винодельческая продукция, которая продаётся через розничные сети и предприятия общественного питания, на 49% состоит из вина, плюс на 14% из вина фруктового или плодового и на 13% из игристых и шампанских вин.
По сравнению с первыми девятью месяцами 2017 года продажи шампанских и игристых вин почти не изменились, по некреплёным винным напиткам продажи снизились на 8%. Вина фруктового, напротив, в текущем году было продано на 47%, а вина ликерного — на 56% больше по сравнению с предыдущим годом.
Рост цен на алкоголь не останавливает россиян. По подсчётам экспертов РАНХиГС, цены на алкогольную продукцию выросли на 1,6%, что ниже совокупного роста потребительских цен на товары и услуги (2,5% к январю-сентябрю 2017 года), но выше, чем рост цен на продукты питания (0,8%).