Заявления представителей власти о том, что они хотели бы сделать спорт в стране некоей «национальной идеей» оставляют впечатление, будто нас то ли пытаются в очередной раз надуть, то ли слуги народа совершенно не понимают, что нужно этому самому народу.
За вроде бы красивыми и правильными словами маячат традиционные атрибуты эпохи вертикали власти: обман, цинизм, откаты и банальное разворовывание страны.
Идея для мобилизации
Что такое национальная идея? В национальной идее заключается смысл существования нации, видение ею своей роли в сегодняшнем или будущем мире.
Если не вдаваться в некие философские рассуждения, это — некая сверхзадача, ради которой общество готово мобилизовать ресурсы и выкладываться по полной программе.
Например, в какой-то момент национальной идеей немцев стало объединение разрозненных земель в единое целое. Итогом стало создание к концу XIX века одного из самых мощных государств Европы. Государства, которое даже после двух сокрушительных поражений в мировых войнах, с последующим разграблением, сумело возродиться и снова стать одним из ключевых игроков на континенте.
Именно благодаря желанию реванша германский народ увлекся идеями Адольфа Гитлера. Играя на мечтах о возрождении былого величия и о мести за унизительный Версальский мир, навязанный немцам Антантой, нацисты заставили выложиться население почти полностью. Вся экономика в итоге оказалась заточена под войну.
Национальной идеей СССР в то время была тоже подготовка к войне не под лозунгом «национального реванша», а под девизом «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем!». Идея неминуемой мировой революции и грядущего мирового господства пролетариата лежала в основе интенсивной индустриализации довольно отсталого государства. Итогом, как и в нацистской Германии, стала милитаризация экономики и гонка вооружений, завершившиеся вступлением во Вторую мировую войну.
Идея модернизации экономики феодального государства и преодоления отставания от ведущих держав стала причиной бурного развития Японии в XIX веке. Вполне показательным промежуточным результатом этого стали довольно успешные войны на границе веков, в том числе и с Россией. И опять великая национальная идея привела к милитаризации и вступлению в войну. Завершающим аккордом погони за величием стало объявление Японией войны с Соединёнными Штатами. Тактические успехи развития страны привели к принятию стратегически неверного решения и последующему разорению в ходе войны на истощение. Правда, послевоенная Япония, как и Германия, сумела после поражения стать действительно крупным политическим игроком на мировой арене без игры мускулами (речь о послевоенном «японском чуде»).
Таким образом, национальная идея должна быть «великой» и стремление к её осуществлению часто приводит к «великим» последствиям. Это может выразиться в переходе состояния экономики на качественно новый уровень, а может выплеснуться во вне в виде агрессии, спровоцировав дальнейшее разорение.
Кстати, милитаристские режимы как раз использовали в своих целях то, что сегодня политики называют массовым спортом — физкультуру. Так, в фашистской Италии всё население независимо от возраста, социального положения и пола, должны были по субботам заниматься военно-спортивной и политической подготовкой. Модными и повсеместными стали массовые гимнастические упражнения, ибо движения в едином ритме, как полагали фашисты, помогают развитию чувства коллективизма. Муссолини требовал, чтобы все партийные собрания и форумы сопровождались занятием физкультурой. Иерархи партии, государства и армии сдавали спортивные нормы. Дуче нашел способ проверять уровень их подготовки в повседневной жизни: заходя в здание в сопровождении свиты, он взбегал вверх по лестнице, перепрыгивая через ступени, и следил за тем, кто из его свиты отстаёт от него.
Правда, к спорту утренние зарядки и показательные выступления физкультурников на улицах имели весьма отдалённое отношение. Просто правителям нужно было крепкое и сильное пушечное мясо.
Спорт как замена войны
Что такое спорт? По сути, это — способ выпускания пара, придуманный в качестве некоей альтернативы войне. В спорте отражаются очень многие черты военного соперничества, в том числе и описываемые присказкой «на войне все средства хороши». По аналогии с военными и околовоенными действиями в спорте происходят скрытые и явные конфликты и противостояния. Недаром многие команды на крупных соревнованиях живут и питаются обособленно, привозя с собой чуть ли не весь обслуживающий персонал, включая поваров.
Спортивными войнами же объясняются и допинги. В итоге мы получаем не сравнение объективных возможностей организмов и талантов спортсменов, а гонку научных разработок в области фармакологии. Именно спортивные войны между государствами двигают и двигают спортивную фармакологию, делая многие виды спорта всё более грязными. По аналогии с запрещёнными методами войны можно вспомнить, например, забитые руками голы в футболе. Футболист, нарушивший таким образом правила, был со всех сторон раскритикован в пух и прах, но его страна или команда не отказывается даже от такого результата. На войне как на войне! Подкуп судей и игроков, мухлёж с лекарствами, здоровьем, питанием — всё это вызывает стойкие ассоциации с войной.
Многие путают спорт с физической культурой, считая, будто бег по утрам или занятия в фитнесс-клубе на тренажёрах — это и есть спорт. Однако здоровый образ жизни со спортом имеет мало общего. Спорт начинается и заканчивается там, где начинаются и заканчиваются соревнования. Отсюда дух конкуренции, соперничества, противостояния. Деление на своих и чужих в спорте безусловно. Своего защищают даже тогда, когда он неправ. Чужой — враг. Пусть и на время соревнований.
Для самих спортсменов побочными результатами высоких достижений в спорте являются высокий травматизм, проблемы со здоровьем в долговременной перспективе, поломанные судьбы — часто бывшие чемпионы оказываются никому не нужными пенсионерами. Да, единицы, которые в результате многолетней и жестокой пахоты добиваются высоких результатов, получают и свои преференции. Формируется бойцовский характер, умение держать удар, непредвзято анализировать и чужие и свои ошибки и достижения. Кому-то даже улыбается удача и удаётся заработать денег, если спорт популярный и денежный.
Но за этими единицами стоит отсеявшееся по объективным и субъективным причинам менее удачливое подавляющее спортивное большинство. Помню жгучую обиду, когда во втором классе мы с ребятами отправились записываться в хоккейную секцию завода «Большевик» и меня там отсеяли на стадии катания по периметру стадиона. Оказался откровенно мелковат — фактура не хоккейная. Это сейчас я понимаю причины и нисколько не жалею, а тогда я получил сильный удар по самооценке. А каково тем, кого всё-таки отобрали, и они долго и упорно считали, что хоккей (да любой большой спорт вообще) — это их жизнь, а потом поняли, что они не звёзды, что в спорте им ничего не светит? Но время-то уже ушло, и перестроиться трудно.
Индульгенция для олигархов и корпораций
При этом никаких особенных благ рядовые жители стран-победительниц соревнований практически не получают, хотя на спорт расходуются безумные деньги, в том числе и государства. Абсолютное большинство олимпиад, чемпионатов мира и континентов так и остаются убыточными мероприятиями, а созданная с огромным трудом инфраструктура потихоньку ветшает, используясь, дай Бог, вполсилы. Значит, деньги, вынутые из кармана налогоплательщиков, оказались выкинуты на ветер. Остаются лишь кратковременное чувство гордости или унижения и отрывочные воспоминания в дальнейшем.
С точки зрения зрителей, спорт — шоу, основанное на разделении участников шоу на «своих» и «чужих», «друзей» и «врагов». Следствием такого отношения становится так называемый околоспорт, который живёт чуть ли не отдельно от первоисточника. За что «бомжи» не любят «свиней»? Исключительно из-за лютой взаимности. Сопереживание своим и нелюбовь, переходящая порой в ненависть, к чужим доходит до истерии и выливается в побоища и даже убийства. Зато всё это приводит к отвлечению людей от действительно важных проблем общества на некие псевдопроблемы. С этой точки зрения, спорт (не путать с физкультурой) несёт минимум полезной нагрузки в обществе.
Спорт как бизнес, точнее как шоу-бизнес, развит за рубежом. В мире наживы и чистогана зачастую ради зрелищности могут жертвовать какими-то спортивными принципами и правилами. Например, хоккеисты устраивают драки на потеху толпе, а не из-за обиды друг на друга. Здесь цель проста — сделать вложения в спорт экономически выгодными. Даже на Западе подобная задача весьма непроста.
В нашей стране подобные вложения либо малорентабельны, либо нерентабельны вовсе по очень многим причинам. Но спортивный бизнес активно развивается благодаря не самодостаточности спортивных бизнес-структур, а из-за закачивания дармовых денег извне. Одним из главных источников финансов в популярных имиджевых видах спорта в России давно стали изрядно насосавшиеся денег псевдокапиталлисты и так называемые госкорпорации. Им в абсолютном большинстве своём безразлично состояние спорта и так называемое здоровье нации.
Вместо постройки десятков тысяч дворовых стадионов, действительно могущих принести пользу для воспитания мальчишек и девчонок, «Газпром» предпочитает вбухивать миллионы евро в футбольный «Зенит» и хоккейный СКА. А город строит для «Газпрома» стадион на Крестовском острове, за 33 миллиарда рублей. Фактически на это строительство уйдёт гораздо больше, ибо все мы знаем лучшие традиции отечественного строительства.
Вместо вкладывания прибыли в развитие инфраструктуры, промышленности, сельского хозяйства наши так называемые бизнесмены тратят деньги на имиджевые проекты — покупку популярных клубов, команд, игроков, приглашение безумно дорогих тренеров. Чем знаменит Роман Абрамович, помимо того, что он Главный Чукча России? Да тем, что выкачанные из недр страны ресурсы он перевёл в заграничные футбольные активы. И тем, что он как бы из своего кармана платил зарплату тренеру российской сборной Гусу Хиддинку. Народ футбол любит, а именем тренера, который благодаря случаю вывел нашу сборную на Евро-2008, молодые мамаши и папаши называли новорождённых. И как-то людям уже стыдно задумываться над тем, откуда у олигарха вообще взялись такие безумные деньги?
В итоге создается видимость того, что паразитирующие на народных богатствах люди и структуры, в своё время быстрее всех пролезшие к кормушке, делятся с народом народными же богатствами. Одни купили хоккейный клуб, другие вложились в футбольный. На спонсирование «первого отечественного гонщика Формулы-1» только что не всем миром предлагали скидываться. Чтобы горстка мажоров почувствовала себя королями жизни за чужой счёт! Только вот народ в российской глубинке уже который век сидит в заплатанных валенках, облезлом треухе и с полупустой бутылкой водки в руке. И после бронзы сборной России по футболу на чемпионате Европы и после неудач на отборочном цикле к чемпионату мира ничего в этой композиции не меняется. Картошка на полях у людей не начинает расти быстрее от добытых российскими футболистами двух кубков УЕФА.
Воруют все!
В чём может быть идея превращения спорта в нашей стране в некую национальную идею? Какими бы глупыми, жадными и наглыми не были бы нынешние власти и сросшийся с ними крупный бизнес, они понимают шаткость своего положения и недолговечность своего процветания. Всё зависит от наличия нефти-газа, ценных полезных ископаемых и мировых цен на них. Ещё — от воли «гражданина начальника», сегодня глядящего снисходительно, а завтра — как Ленин на буржуазию. И где-то на третьем плане фигурирует вечно молчаливый народ, начинающий проявлять, пока что очень вяло и неуверенно, некоторые признаки недовольства. Поэтому сверхзадачей чиновников является создание условий для максимально эффективного распила сверхдоходов от паразитарно устроенных добывающих отраслей, чтобы эти сверхдоходы не пришлось тратить на «никчёмное быдло», которому вечно всего мало.
Один из самых удобных и красивых способов сегодня — спортивные мега-проекты. Мало кто верит, что российское строительство, основанное на использовании рабского труда таджиков и узбеков, имеет ту же себестоимость, что и европейское. Но нам упорно кивают на очень дорогие «мировые аналоги». Мол, новый футбольный стадион на Крестовском острове в Санкт-Петербурге всего-то будет третьим в мире по стоимости. Только за границей цена складывается из качества рабочей силы, качества материалов и уровня получаемого в итоге для людей комфорта. А у нас цена определяется размерами воровства и откатов клеркам, рвущим жилы ради того, чтобы милостиво поставить на бумажке закорючку. Отсюда сверхдоходность строительства вообще и сверхсверхдоходность строительства мега-проектов в особенности. И прибыльность ещё более увеличивается, если создание таких мега-проектов идёт в рамках реализации мифической национальной идеи. Не каждый захочет вставлять палки в колеса в конец оборзевшему и заворовавшемуся воротиле и тем самым пойти против «интересов нации».
Достаточно посмотреть, во что превращают Сочи ради прихоти горстки функционеров и примкнувших к ним псевдобизнесменов, старающихся урвать под шумок кусок пожирнее. Особо охраняемые уникальные природные территории вырубаются ради строительства очередного комплекса для отдыха Кого Надо. С обязательной банькой, девками, забором с колючкой и горилообразными халдеями-охранниками. А после Сочи грядёт чемпионат мира по футболу. И для него тоже нужно будет в авральном порядке возводить одноразовую спортивную инфраструктуру, которая потом будет пустовать.
Затем неплохо бы провести чемпионат по хоккею. А потом и ещё что-нибудь придумают. Если не получат вилами в бок или не попадут за колючую проволоку сами после прихода к власти политических или бизнес-оппонентов. С нынешним руководством страны в России не может быть национальной идеи.
Спорт вообще, и в современной России в особенности, может быть шоу, бизнесом, свистком для выпускания из общества пара, но никак не национальной идеей, мобилизующей общество на какие-то свершения. Тем более, что единственной национальной идеей, которая будет звучать из уст кремлевских функционеров честно, будет призыв: «Воруйте сколько сможете, иначе украдем мы!»