С каждым днём новостная лента начинает всё более походить на калейдоскоп. Причём заряженный отнюдь не блёклыми цветами и являющий самое настоящее буйство красок. И мелькание этих цветовых бликов временами бывает настолько интенсивным, что голова начинает кружиться — и ты банально перестаёшь понимать, за какую новость хвататься. Однако на то он и калейдоскоп, чтобы всё это многоцветье на самом деле складывало единую картину. И чтобы это понять, надо, быть может, зацепиться за одну из этих новостей, чтобы распутать всю картину, как клубок.
И сделать я это хочу с новостью отнюдь не глобальной, но вполне способной потянуть за собой все остальные. На днях в столице нашей великой Родины, славном городе Москве началось очередное обострение «дружбы народов». Правда заклинаний об «экстремизме» от властей на сей раз не прозвучало. Причина проста — подобными «экстремистами» в нашей стране могут быть только русские, но представители «государствообразующего народа» в данном обострении не участвуют. Взаимная любовь вспыхнула между представителями двух диаспор — армянской и азербайджанской. Причём там, где они постоянно встречаются и десятилетиями сосуществуют — на базаре.
На этих выходных стало известно, что на столичном фруктовом рынке «Фуд-сити», принадлежащем азербайджанцам, начались столкновения. Причиной которых стало то, что хозяева распорядились выгнать с оного рынка армянских торговцев абрикосами. Звучит, в общем, слегка анекдотично, но вот страсти там вскипели отнюдь не шуточные. И причина произошедшего совершенно ясна — к нашим внутренним реалиям она не имеет никакого отношения. Начавшаяся не так давно силовая эскалация между национальными государствами данных диаспор выплеснулась не только на рыночные прилавки. Она выплеснулась в соцсети, где происходит самый натуральный «трэш и угар», причём с обеих сторон. Чтобы в этом убедиться, достаточно, к примеру, заглянуть на страницу «В контакте» г-жи Симоньян (которая известная телеведущая). Она выплеснулась на ютьюб, где дошло до того, что проникновенные речи начали «задвигать» даже кулинарные блогеры соответствующего происхождения.
Накал страстей таков, что в итоге докатился даже до обитателей рынков. Что не вполне типично, но, всё же, не удивительно. И то верно — такое между ними происходит сейчас во всём мире и территория столичного рынка в этом смысле ничуть не лучше улицы перед армянским консульством где-нибудь в Нью-Йорке. Разве что дерутся на рынке не с помощью древков от национальных флагов.
Что в Армении, что в Азербайджане население живёт всё хуже и хуже, в власти всё трудней находить доводы для его лояльности.
Но происходящее в самом очаге конфликта не менее примечательно. Достаточно лишь обратить внимание на его локализацию. А она — не в Карабахе, как этого можно было бы ожидать. Что лично меня приводит к выводу о чёткой выверенности места вспышки военного противостояния. Поясню: Товузский район, где всё началось — это международно признанная граница. Участок, на котором ни одна из сторон не может предпринять радикальных действий без серьёзных последствий. В отличии от того же Карабаха или прилегающих районов, полтора десятилетия находящихся под контролем карабахской армии. Кто бы что ни говорил, но ту территорию подавляющее большинство стран считает территорией Азербайджана, а значит, в случае если Азербайджан предпримет там что-либо наступательное, реакция, конечно, будет, но не сказать, чтоб серьёзная.
А вот если нечто подобное случится в Товузском секторе — это уже будет совсем другое дело. Это уже будет стопроцентная агрессия. Хоть с армянской, хоть с азербайджанской стороны. И знаете, друзья — такое место для боевых действий исключительно безопасно. Так как заведомо гарантирует, что, несмотря на все обмены артударами, ни одна из сторон не дёрнется всерьёз. И можно задаться вопросом: а не для того ли всё затевалось? Ведь что в Армении, что в Азербайджане население живёт всё хуже и хуже, в власти всё трудней находить доводы для его лояльности. Тот же г-н Пашинян, приходя к власти, очень много чего обещал. Но как-то не похоже, чтобы в Армении наступало счастье. Наоборот, всё идёт к тому, что может стать ещё хуже, чем до свержения местного аналога «злочiнной панды». И режима г-на Алиева-младшего в Баку это касается никак не в меньшей степени. Так почему бы не организовать нечто такое, что мощно и серьёзно отвлечёт внимание? Причём, в заведомо «безопасном» месте. И сделать так, чтоб представители этих наций начали, пуская пену, кидаться друг на друга, а не на «родную» власть. И ведь работает же. Вон даже до московских рынков докатилось. Разделяй и властвуй.
С 99% американских белых неграм делить вообще нечего. Особенно с теми, кого в самих Штатах называют характерным словечком «white trash».
И, в общем-то, то же самое сейчас происходит в Америке (не к ночи будь помянута). Где местные негры подняли бунт отнюдь не сами по себе. Хотя, если так уж разобраться, с 99% американских белых им делить вообще нечего. Особенно с теми, кого в самих Штатах называют характерным словечком «white trash». Но всё то безумие, что сейчас там происходит, к борьбе за права этих негров не имеет вообще никакого отношения. А делается всё это только с одной целью: разделения американского общества и взвинчивания взаимной ненависти в нём. И опять же — получается. А с какой целью? Вероятно, с той же: отвлечь это общество от того, как плохо оно живёт. И от того, что жить оно начинает всё хуже и хуже. И дабы у населения пустое брюхо не победило лень и страх, ему находят врага. Отвлекая и канализируя его вполне справедливое раздражение в нужное русло. Негров там уже давно никто не угнетает. Но теперь, благодаря всему этому, американское общество абсолютно расколото. Разделяй и властвуй.
А ещё турецкий султан-президент Эрдоган вдруг решил сделать Святую Софию снова мечетью. И здесь цель та же самая. И причины те же самые. В Турции жесточайший внутренний кризис. Там ещё до коронавируса всё было очень плохо и сейчас у Эрдогана один единственный шанс сохранить свою власть — точно так же начать радикализовывать повестку, накручивать специфический «патриотизм», и искать врагов. Единственное что: ситуация там несколько иная и вместо негров — противостояние нео-османистов (к которым относится сам Эрдоган) и сторонников идей Ататюрка. Подобный шаг был как раз в рамках этой парадигмы. И опять же — сработало. Так что, увы, но по факту между Святой Софией и неграми расстояние сейчас не самое большое.
А общее у ситуаций что в Америки, что в Турции, что на армяно-азербайджанском рынке — это не только и не столько цели и задачи (отвлечение от общей тяжёлой ситуации). Прежде всего, это причина, главная и единственная — общий кризис капитализма. Который и диктует логику всего происходящего. Правящие элиты (экономические и политические) всего лишь хотят оставаться таковыми. И решают свои проблемы традиционным способом: кровью и ненавистью. Только и всего.
И им абсолютно безразлично, при помощью чего это делать: негров или Святой Софии.
(с) Павел Кухмиров