Продолжение цикла статей «Города розовые — города красные»
Руслан КОСТЮК, доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений СПбГУ
В самом начале лета в Румынии проходили муниципальные выборы, подтвердившие тот факт, что ведущая в парламенте политическая сила — Социал-демократическая партия (СДП) остаётся первой по популярности и влиянию партией этого восточноевропейского государства. Сегодня в посткоммунистической Европе не так много стран, столицы которых находятся под управлением левоцентристских сил. Бухарест, столица Румынии, один из таких примеров.
Основанный по историческим данным в середине XV века, ставший столицей независимого румынского королевства в 1862 году Бухарест, сегодня является достаточно крупным и по численности населения, и по занимаемой площади городом. По переписи 2011 года в нём проживали около 1,8 млн человек, тогда как в столичной агломерации, в «Большом Бухаресте» было зарегистрировано 2,3 млн жителей.
Столица Румынии занимает достаточно большую площадь, находясь по этому показателю на вполне почётном шестом месте в Европейском Союзе. В своё время, в межвоенную эпоху, этот красивый и самобытный город, в котором соседствуют самые разные архитектурные стили, включая неоклассицизм, баухауз и арт-деко, называли «маленьким (или восточным) Парижем. Конечно, в эпоху коммунистического режима и особенно мрачной диктатуры клана Чаушеску, Бухарест лишился немалой доли своего культурно-исторического наследия, своего былого шарма. Но уже в посткоммунистическую эпоху этот город вновь оказался на пути развития и прогресса.
Даже если термин «маленький Париж» применительно к румынской столице может показаться сегодня чрезмерным, очевидно, что столица Румынии вовсе не является европейским захолустьем. Бухарест явно находится в фазе подъёма и немалая заслуга в этом принадлежит именно столичным социал-демократам.
Сегодня Бухарест вовсе не смотрится «бедным родственником» на фоне восточноевропейских столичных центров. В конце ХХ — начале XXI векаов город, в том числе и благодаря массированным европейским кредитам и субсидиям, пережил коммерческий и жилищный (особенно в северных секторах румынской столицы) бум. Согласно официальным данным за 2013 года номинальный валовый внутренний продукт бухарестцев на душу населения превышал 20 тысяч евро в год. Для бедной по меркам ЕС Румынии речь идёт о цифре, превышающей среднестатистический в Союзе показатель! В целом жители столицы зарабатывают на треть больше, чем население остальной Румынии.
В Бухарест стремятся иностранные компании и банки, здесь же сосредоточены офисы основных румынских госконцернов и частных корпораций. В последние годы Бухарест стал развиваться ещё интенсивнее за счёт повсеместного распространения в регионе новейших информационных технологий и коммуникаций.
Современный Бухарест — это ещё и мощнейший транспортный хаб с перестроенными аэропортом и вокзалами, соответствующими стандартам ЕС автодорогами. В городе прекрасно организован общественный транспорт, включающий в себя бухарестское метро и множество маршрутов автобусов, трамваев, троллейбусов и частных маршруток.
Причём свою лепту сыграли в этом процессе обновления и развития румынской столицы и левоцентристы. Социал-демократы уже многие годы являются ведущей политической группой в 55-местном столичном генеральном совете. В 2008-2015 годы они входили в исполнительную власть Бухареста, возглавляемую Сорином Опрески, в прошлом являвшимся членом Правления СДП.
Но после того как прошлом году ставший к тому времени независимым политиком Опрески был арестован по обвинению в коррупции, социал-демократы решили на очередных выборах столичного мэра выдвинуть уже партийную кандидатуру. Ею стала 44-летняя Габриела Фиреа, одержавшая в минувшем июне убедительную победу в столице, получив около 43% голосов. В Генеральном совете социал-демократы также имеют большинство мандатов.
«Розовое» руководство румынской столицы, недавно официально начавшее свою деятельность, полно далеко идущих амбиций. В планах Фиреа и её команды новые предложения по городскому строительству, закупка более современного и отвечающего требованиям времени общественного транспорта, реконструкция наиболее «проблемных» кварталов города.
Современный Бухарест уже довольно далёк от того города 1990-х годов, который пугал иностранных туристов карманниками, организованными преступными сообществами и цыганской преступностью. С каждым годом количество краж и тяжёлых преступлений в столице Румынии сокращается.
Ещё одним важным приоритетом является продолжение борьбы за «безопасный Бухарест». По правде сказать, современный Бухарест уже довольно далёк от того города 1990-х годов, который пугал иностранных туристов карманниками, организованными преступными сообществами и цыганской преступностью. С каждым годом количество краж и тяжёлых преступлений в столице Румынии сокращается, но борьба за по-настоящему безопасный Бухарест далеко не закончена.
С учётом личности нового мэра Бухареста можно не сомневаться, что ещё одной важной задачей муниципальных властей будет продвижение «культурной специфики» города. Фиреа является профессиональной журналисткой и с 2012 года до избрания её мэром Бухареста являлась членом румынского Сената, где работала в составе комитета по культуре.
Сегодня ясно, что расходы на культуру должны ещё больше возрасти. Бухаресту есть что предложить иностранным туристам. Это аутентичная историческая архитектура, самобытные площади в центре города, оригинальные и интересные музеи на любой вкус (от музея крестьянина до военного музея).
Исторически Бухарест считается также достаточно музыкальным городом, там сосредоточен драматические и оперные театры. Даже если термин «маленький Париж» применительно к румынской столице может показаться сегодня чрезмерным, очевидно, что столица Румынии вовсе не является европейским захолустьем. Бухарест явно находится в фазе подъёма и немалая заслуга в этом принадлежит именно столичным социал-демократам.
Тексты цикла «Города красные — города розовые»:
Руслан КОСТЮК. Мексиканская Гвадалахара — «город будущего» не только для богатых
Руслан КОСТЮК. Город переворотов жаждет спокойствия
Руслан КОСТЮК. Давао-сити — трамплин для левого президента
Руслан КОСТЮК. Барселона готова к социальным экспериментам
Руслан КОСТЮК. Бразилиа: город чиновников и… социалистов
Руслан КОСТЮК.Возвращение «Шинн Фейн» в Дублин
Руслан КОСТЮК. Кингстон — город победившего мультикультурализма
Руслан КОСТЮК. Окленд — лейбористский город парусов в краю вулканов
Руслан КОСТЮК. Контрасты Луанды под властью МПЛА
Руслан КОСТЮК. Студенческая столица Норвегии — бастион Рабочей партии
Руслан КОСТЮК. «Бразильская Венеция»: для граждан и для бизнеса
Руслан КОСТЮК. Бремен: красно-зелёные симфонии вольного города
Руслан КОСТЮК. «Колыбель французской Америки» под властью «розовых» сепаратистов.
Руслан КОСТЮК. «Балканский Иерусалим» преодолевает национализм
Руслан КОСТЮК. Киншаса — самый многочисленный город Африки под властью левых
Руслан КОСТЮК. Дели в руках простого человека
Руслан КОСТЮК. Ла-Пас: розовый город с красным оттенком
Руслан КОСТЮК. Лиссабон — самая старая и самая западная левая столица Европы
Руслан КОСТЮК. В Тихуане стреляют меньше
Руслан КОСТЮК. Веллингтон — левая столица края земли
Руслан КОСТЮК. «Жилище смирившихся» под властью Революционной партии
Руслан КОСТЮК. Измир — светская столица Турции
Руслан КОСТЮК. Город-праздник остался за левыми
Руслан КОСТЮК. Сантьяго под властью левой Моралес
Руслан КОСТЮК. Рижский замок социал-демократии
Руслан КОСТЮК. ГВАДАЛАХАРА — мексиканский город будущего
Руслан КОСТЮК. ЙОХАННЕСБУРГ — город, где жил Мандела
Руслан КОСТЮК. БИШКЕК — столица левоцентризма СНГ
Руслан КОСТЮК. Красная Вена жива и процветает
Руслан КОСТЮК. ПОРТУ-АЛЕГРИ — столица демократии участия
Руслан КОСТЮК. КРАКОВ — польская аномалия
Руслан КОСТЮК. МАНАГУА — бастион сандинизма
Руслан КОСТЮК. Браззавиль — розовый город с красными отблесками
Руслан КОСТЮК. Нагоя: работотехника, ремёсла и зелёный мэр
Руслан КОСТЮК. Мэр Неаполя левеет, освобождая город от каморры
Руслан КОСТЮК. Родной город Че и Месси – модель прямой демократии
Руслан КОСТЮК, Ирина ПОДМАРЬКОВА. Брюссель: противоречия «столицы Европы»
Руслан КОСТЮК. Ванкувер – зелёная столица Канады в розовой рамке
Руслан КОСТЮК. Дакар — красная точка Чёрного континента
Руслан КОСТЮК. Колката: между трущобами и высокими технологиями
Руслан КОСТЮК. Копенгаген и социал-демократия: сто лет вместе
Руслан КОСТЮК. «Футбольная столица» мира выбирает левых
Моника ФЕЙН: «Это непросто – одновременно оппонировать неолиберализму и популизму»
Руслан КОСТЮК. Берлин – столица, обращённая в будущее
Виктор ХЕЙФЕЦ: «По уровню ВВП Мехико находится на седьмом месте среди городов мира»