ЛЕФ. Одежда социального действия

Читая текст «Костюм сегодняшнего дня – прозодежда», опубликованный в журнале «Леф» в 1923-м, я вновь вспомнил, что писал Эрнст Юнгер об индустриальной эпохе. Видя, как его современники организовывают свой досуг, он пришёл к заключению, что не осталось ни одного состояния, «которое не постигалось бы как работа»: «Либо, как в случае спорта, он совсем неприкрыто носит характер работы, либо, как в случае развлечений, технических празднеств, поездок на природу, представляет собой окрашенный в игровые тона противовес внутри работы, но никак не противоположность ей. В связи с этим всё более утрачивают смысл выходные и праздничные дни старого стиля – того календаря, который всё менее отвечает изменённому ритму жизни». Даже одежда проверялась исключительно работой.

Дмитрий Жвания

В проектах спортодежды, помещённых в настоящем номере «Лефа» даны образцы костюмов для футбольных команд трёх типов
В проектах спортодежды, помещённых в настоящем номере «Лефа» даны образцы костюмов для футбольных команд трёх типов

— Мода, психологически отражавшая быт, привычки, эстетический вкус, уступает место одежде организованной для работы в различных отраслях труда, для определённого социального действия, одежде, которую можно показать только в процессе работы в ней, вне реальной жизни не представляющей ценности особого вида «произведений искусства».

В ней самым важным моментом становится её фактурная часть (обработка материала), те есть выполнение. Мало дать проект удобно, остроумно решённого костюма – надо его сделать и продемонстрировать в работе; только тогда мы увидим и будем иметь о нём представление.

Витрины магазинов с выставленными в них моделями костюмов на восковых манекенах становятся эстетическим пережитком. Сегодняшний костюм надо смотреть в действии, вне его нет костюма, так же, как бессмысленна машина вне работы ею производимой.

Вся декоративная и украшающая сторона одежды уничтожается лозунгом: «удобство и целесообразность костюма для данной производственной функции».

Последнее же требует массовой проверки его потребления и костюм из кустарных форм его производства должен перейти к индустриально-массовой выработке.

Этим костюм теряет своё «идеологическое» значение, становясь частью материальной культуры.

Зависимость эволюции костюма от развития индустрии несомненна и только сегодня при именно таком состоянии техники и промышленности могли появиться костюмы пилота, шофёра, рабочие предохранительные фартуки, футбольные ботинки, непромокаемые пальто и военный френч.

В организации современного костюма надо идти от задания к его материальному оформлению. От особенностей работы, для которой он предназначен, к системе покроя.

Эстетические элементы заменить процессом производства самого шитья костюма. Поясню – не прикреплять к костюму украшения, а сами швы, необходимые в покрое, дают форму костюму. Обнажить способы шитья костюма, его застёжки и пр., как всё это ясно на виду у машины. Нет больше глухих кустарных швов, есть индустриальная строчка швейной машины, что индустриализирует изготовление костюма и лишает его тайн обаяния ручной индивидуально работы портного.

И форма, то есть весь внешний вид костюма – станет формой не произвольной, а выходящей из требований задания и материального его осуществления.

Современная одежда делится на две части – прозодежда – рабочий костюм, отличающийся и по профессии, и по производству.

Это, с одной стороны, универсализирует одежду и в то же время даёт ей индивидуальный оттенок.

Пример: костюм машиниста имеет общий принцип в схеме покроя – предохранение от возможности быть задетой машиной.

В зависимости же от характера производства – костюм ли это для машиниста в типографии, на паровозе или металлической фабрике – вносятся индивидуальные особенности в выбор материала и детализацию покроя, оставляя не тронутым общую схему.

Дальше – костюм инженера-конструктора, общая особенность — большое количество карманов, но в зависимости от особенностей обмерительных приборов, которыми он пользуется в работе – деревообделочник ли он, текстильщик, авиаконструктор, строитель или металлист – меняется размер, форма и распределение карманов на одежде.

Особое место в прозодежде занимает спецодежда, имеющая более точные специфические требования и некоторую аппаратную часть в костюме.

Таковы костюмы – хирурга, пилота, рабочих на кислотной фабрике, пожарного, костюм для полярных экспедиций и пр.

Спортодежда подчиняется всем основным требованиям прозодежды и видоизменяется в зависимости от характера спорта – будет ли это футбол, лыжный спорт, гребля, бокс или физическое упражнение.

Особенностью всякой спортивной одежды является обязательное наличие в ней резких отличительных признаков в костюмах одной команды от другой в виде знаков, эмблем или формы и цвета костюма. Цвет спорткостюма в данном случае один из самых действенных факторов, так как спортивные состязания происходят в большом пространстве, а показательные спортпраздники при огромном количестве зрителей.

Различить участников по покрою костюма для зрителя часто бывает невозможно, да и для самого участника – по цвету несравненно быстрее узнать своего партнёра.

Форма спорткостюма должна выходить из тех или иных цветных комбинаций. Главное же требование покроя спортодежды всех видов спорта – минимум одежды и несложность ей одевания и ношения.

В проектах спортодежды, помещённых в настоящем номере «Лефа» даны образцы костюмов для футбольных команд трёх типов:

1. Пёстрый костюм в три цвета (красный, чёрный и серый), (на рубашке), (с эмблемой) – на груди красная звезда.
2. Одноцветный костюм (красный) из трикотажа, с большим знаком на груди (О.Т.)
3. Полосатый костюм двух цветов – красный и белый без всяких знаков.

Покрой костюмов – гладкая рубашка без рукавов и трусики.

В женском костюме для баскетбола цветным разрешением даны покрой костюма (чёрная полоса кокетки рубашки, полосы на юбке, делающие её колоколом и т.д.).

Главное внимание в нём было обращено на простоту и резкость цветных комбинаций.

Функциональная часть спорткостюмов требовала от них простоты и свободы движений – отсюда в костюмах почти полное отсутствие застёжек и примитивность покроя.

Варст.

Добавить комментарий